История Казахстана

Тесты, учебники, пособия по истории Казахстана для подготовке к ЕНТ, зачетам и экзаменам

Закон

Раскапывая развалины древнего города, археологи нашли высокий каменный столб, испещренный клинописными знаками. Оказалось, что это законы вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до н. э. Законы защищали жизнь и имущество рабовладельцев и строго карали тех свободных людей, которые помогали рабам.

Дом наш стоял за городской стеной, у ворот. Отец выбрал это место не случайно. Рабы тамкаров (купцов) несли ему колеса, воины — панцири и мечи, земледельцы из окрестных селений — лопаты и мотыги. (далее…)

Царская краска

Изобретателями пурпурной краски считались финикийцы. Рассказ представляет собой обработку финикийской легенды.

Три дня бушевала буря. На песчаный берег с грохотом накатывались гигантские валы. И даже когда буря стала стихать, люди не смели высунуть носа из своих хижин. И только один человек,— в деревне его звали просто мельником,— отважился выйти на берег и подставить грудь ветру. (далее…)

Курташи

В VI веке до н. э. персы завоевали Двуречье, Малую Азию, Сирию, Египет и создали могущественную державу. Персидские цари взимали с побежденных дань и сгоняли их на работы по строительству дорог и дворцов. Герой рассказа — юноша из греческого города Малой Азии.

Знаете ли вы, что такое дорога на чужбину? Порою она напоминает клинок персидского акинака, нацеленного вам в грудь. Иногда же похожа на извивающуюся змею с пестрой шкурой. Она тянет за собой, и ты превращаешься в песчинку, бессильную противостоять этому вечному и враждебному тебе движению. (далее…)

Отданный в залог

Действие рассказа относится к V веку до н. э. Его герои — вымышленные лица. Но отношения между ними основываются на древнеиндийских законах, приписываемых Ману.

Я мчался изо всех сил, словно бы меня догоняли слоны. Но им не было до меня дела. Слоны пришли ночью, когда наша деревня была погружена в сон, и превратили молодые побеги риса в голую безобразную землю с ямами и рытвинами от огромных ног. Особенно пострадали от набега участки у леса и среди них клин моего отца. (далее…)

Легенда о Будде

Во второй половине VI — начале V века до н. э. в Северной Индии жил Гаутама — Будда, основатель одной из широко распространенных и в наши дни религий — буддизма. В позднейших легендах о жизни Будды немало вымыслов и преувеличений, но они в поэтической форме объясняют сущность учения и причины его успеха. (далее…)

Ученик врача.

Индийские хирурги умели вправлять кости, лечить переломы, восстанавливать носы, уши, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Широко использовались лекарства растительного и минерального происхождения. Впервые в мире в Индии в III веке до н. э. были созданы больницы. (далее…)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ.

Значительную роль играл ислам в идеологии городс­кого населения.

Распространение ислама в Казахстане, в значительной степени, связано с суфизмом (мусульманским мистицизмом). Близость некоторых идей и элемен­тов обрядности суфизма местным доисламским верованиям и культам позволи­ла суфизму завоевать популярность у широких слоев населения. (далее…)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ИСЛАМ В XIV-XV ВВ. Стр 2.

Характерная для этого учения практика оказалась близка местному населению, так как была созвучна местным домусульманским традициям. Муридов этого могущественного в свое время ордена можно было встретить по всему мусульманскому миру. Обширная дервишская корпорация оказывала значительное влияние на политическую жизнь Средней Азии и Казахстана в XV-XVI вв. (далее…)

Наурыз — Важное место в сельскохозяйственной обрядности.

Важное место в сельскохозяйственной обрядности принадлежало Наурызу — Новому году — празднику пробуждения и воскресения природы, знаме­новавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Ново­го года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов известно несколько дат празднования Наурыза — 1 марта, 9 марта, 12—13 мар­та — Казыбек наурыз, который признавался всеми казахами. (далее…)

Сакральные атрибуты казахского шамана.

Сакральными атрибутами казахского шамана являлись: кобыз (струнно-смычковый инструмент), плеть (камча), домбра (струнно-щипковый инстру­мент). Камлание казахи часто называли «ойнау» («игрой»), «шакыру» («при­зывание»). Очевидно ислам сыграл большую роль в размывании в казахском шаманстве представлений о «верхнем мире» — обители духов, куда прежде шаман совершал свои восхождения. Реликты исчезнувших представлений о поездке шамана в иной мир на чудесном коне сохранились в преданиях и об­рядах. (далее…)