Учебная литература по биологии

Учебная литература по биологии

Дыхание семян.

Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород. Но если горящую лучинку опустить в бутылку, наполненную выдыхаемым воздухом, она погаснет. Это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горения. (далее…)

Питание и рост проростков.

Попробуйте на вкус сначала непроросшие, а потом проросшие семена ячменя, пшеницы или ржи. Вы убедитесь, что проросшие семена имеют сладковатый вкус. Почему же проросшие семена сладковаты? Это объясняется тем, что при прорастании семян крахмал, содержащийся в эндосперме, под действием воды и особых веществ — ферментов — превращается в раствор сахара, который притекает к зародышу. (далее…)

Время посева и глубина заделки семян.

Время посева можно определить, учитывая условия, необходимые для прорастания семян.

Опыты показали, что прорастающим семенам необходимы вода, воздух и тепло. Все эти условия семена получают при своевременном посеве. Ранней весной в почве накапливается много дождевых и талых вод. Тепла же в это время недостаточно, так как после зимы почва еще не успела прогреться. Все ли семена можно сеять в холодную почву? Оказывается, не все. Ранней весной высеваются семена только холодостойких растений. Для прорастания семян этих растений требуется более низкая температура и большое количество воды; это семена пшеницы, льна, овса, ячменя, гороха и некоторых других растений. (далее…)

Стержневые и мочковатые корневые системы.

Представьте себе, травы, кустарники и деревья без корней. Огромные дубы и маленькие травянистые растения, лишенные корня, окажутся беспомощно Лежащими на земле. Корнями растения укрепляются в почве. С помощью корней растения прочно удерживаются на одном месте в течение всей своей жизни.

Вырастая из маленького корешка зародыша семени, корень взрослых растений, особенно деревьев и кустарников, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и с силой удерживает тяжелейшие ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, с какой силой корни удерживают деревья, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его в руках. Ветер будет яростно рвать зонт из рук, удержать его очень трудно. (далее…)

Рост корня.

Вы знаете, что при прорастании семени прежде всего появляется корешок. В начале роста зародышевый корешок семени чуть заметен. Вскоре он вытягивается и становится большим. Почему это происходит?

Зародышевый корешок семени и корень взрослого растения, как и все другие органы, имеют клеточное строение. Клетки зародышевого корешка поглощают растворенные в воде питательные вещества семени, растут и делятся. (далее…)

ЗОНЫ (УЧАСТКИ) КОРНЯ.

Рассмотрите на свет кончики молодых корней, например, фасоли, подсолнечника и пшеницы. Вы увидите, что они несколько темнее и плотнее, чем весь корень. Это объясняется тем, что кончик каждого корня сверху, как наперстком, покрыт корневым чехликом.

Если разрезать молодой стержневой корень вдоль на две половинки, с одной из них сделать тонкий срез и рассмотреть его под микроскопом, то можно увидеть клеточное строение корня. Клетки различных участков корня отличаются друг от друга по форме и размерам. Они образуют зоны корня. (далее…)

Почва.

Проростки, развивающиеся из семян, вначале питаются не только с помощью корешка, всасывающего из почвы воду и минеральные соли, но и запасенными веществами, которые вскоре истощаются. Тогда молодое растение начинает получать все необходимые питательные вещества из почвы. Что такое почва и какие вещества содержатся в почве?

Почва — это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Если в почве выкопать ямку глубиной 50—60 см и одну из ее стенок сделать отвесной, то можно увидеть слои почвы. (далее…)

Поглощение корнем воды.

Как вода поступает из почвы в растение? Возьмем комнатное растение бальзамин, растущее в цветочном вазоне, и срежем его стебель так, чтобы остался пенек высотой 2—3 см. На пенек наденем резиновую трубку длиной 3 см.

Бальзамин можно заменить трех-, четырехнедельным растением, выращенным из семени подсолнечника или фасоли.

В резиновую трубку нальем немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку высотой 20—25 см, изогнутую в виде колена.

В почву вазона воткнем палочку и привяжем к ней стеклянную трубку. (далее…)

Минеральные вещества, необходимые растениям. Передвижение воды и минеральных солей

Что поглощает корень из почвы, кроме воды? Если сжечь любое растение, то, как и при сжигании семян, останется зола, в которой содержатся минеральные соли, поступающие в растение из почвы. Какие же именно минеральные соли, содержащиеся в почве, необходимы растению и поглощаются его корневой системой?

Ученые выяснили, что в растение из почвы поступают минеральные соли, содержащие калий, фосфор, азот и некоторые другие вещества. Все эти вещества необходимы растениям, но в разном количестве. Больше всего растения поглощают азотные, фосфорные и калийные соли. Остальные вещества поступают в растения в очень незначительных количествах. (далее…)

Удобрения.

Минеральные соли имеют большое значение для роста и развития растений. Можно ли увеличить запасы минеральных солей в почве? Оказывается, можно. Для этого в почву вносят удобрения.

Удобрения разделяют на органические и минеральные.

Органические удобрения (от слова «организм») — это вещества, получающиеся в результате жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), а также отмершие остатки организмов животных и растений (перегной, торф и другие). (далее…)