Биология

Учебники, тесты, ответы по предмету биология для подготовке к ЕНТ и экзаменам

Самоопыление. искусственное опыление.

Кроме перекрестного опыления, у некоторых растений происходит самоопыление. При самоопылении пыльца попадает с тычинок на рыльце пестика того же цветка. Перечислим некоторые растения-самоопылители: пшеница, лен, ячмень, горох, фасоль, картофель и некоторые другие. Самоопыление у растений чаще всего происходит в закрытом цветке. Когда цветок раскрывается, пыльца уже оказывается прилипшей к рыльцу пестика. (далее…)

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИИ.

Получая из внешней среды все необходимое для жизни, цветковые растения растут, зацветают и образуют плоды с семенами. Чтобы завязался плод, должно произойти опыление и оплодотворение. При опылении пыльца должна попасть на рыльце пестика цветка. Пылинки разных растений имеют форму маленьких шариков, с неровностями и выступами. Такая форма помогает им удерживаться на рыльце пестика. На поверхности рыльца выделяется липкая сладкая жидкость, тоже удерживающая пыльцу. В этой жидкости пылинка прорастает, образуя длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. (далее…)

ОБРАЗОВАНИЕ ПЛОДОВ. ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН.

После опыления и оплодотворения изменяется завязь цветка. К ней притекают из листьев питательные вещества, и завязь постепенно превращается в спелый плод. Плод защищает семя растения от высыхания, дождя и других неблагоприятных условий и привлекает животных, которые, поедая плоды, способствуют рассеиванию семян.

В плодах мака, огурца, гороха и некоторых Других растений скрыто не одно семя, а много. Это объясняется тем, что в завязи цветков перечисленных растений находится не одна, а несколько семяпочек. (далее…)

Клеточное строение и ткани органов растении.

Цветковые растения очень разнообразны. Вспомните, среди них есть деревья, кустарники, травы. Одни из цветковых растений живут несколько месяцев, как крупка весенняя. Другие, как дуб, доживают до тысячи лет.

Встречаются цветковые растения гигантских размеров. Таковы эвкалипты, высота которых достигает 100 м. А есть совсем крошечные, как ряска. Размеры ее от 3 до 10 мм.

Однако, как бы ни были разнообразны цветковые растения, все они в то же время сходны друг с другом. Сходство это состоит в том, что любому цветковому растению присуще клеточное строение и каждое цветковое растение имеет такие органы, как корень, лист, стебель, цветок и плод. (далее…)

Взаимосвязь и соотношение подземной и надземной частей растения

Изучение ботаники позволяет нам ясно представить значение каждого органа в живом растении.

Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве.

Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

В хлорофилловых зернах листа на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. (далее…)

Питание и дыхание растении. обмен веществ.

Звери, птицы, насекомые и другие животные — живые существа. Растения, как и животные, — живые организмы. Но, в отличие от животных, цветковые растения не могут самостоятельно передвигаться с места на место. Но, как и животные, они питаются, дышат, растут, размножаются.

Питаются растения не так, как животные. Зеленые растения образуют питательные органические вещества: крахмал, сахар, белки и жиры в клетках зеленых листьев. Клетки мякоти листьев поглощают углекислый газ, клетки корней — воду и минеральные соли. На свету из углекислого газа, воды и Минеральных солей в хлорофилловых зернах листа образуются органические вещества. Они необходимы для питания клеток всех органов растения. (далее…)

Размножение семенное и вегетативное.

Цветковые растения — это целостные многоклеточные организмы, имеющие сложное строение. Но как бы ни были сложны цветковые растения, каждое из них развивается в многоклеточный организм путем деления клеток при размножении.

Вспомните: после опыления и оплодотворения развитие многоклеточного растения начинается с деления оплодотворенной яйцеклетки и центральной клетки. Образовавшиеся клетки снова делятся, отчего из двух получается четыре, затем — восемь, шестнадцать, тридцать две и т. д. В результате деления клеток образуется многоклеточный зародыш растения с запасом питательных веществ. При этом очень важно, что запас питательных веществ образуется после оплодотворения и последующего деления центральной клетки семяпочки. Из зародыша, находящегося в семени, в благоприятных условиях вырастает взрослое цветковое растение. Так происходит размножение растений семенами. Это размножение называют семенным размножением. (далее…)

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.

Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.

Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».

Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса. (далее…)

Жизнь растений в природе весной.

Весна — пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге — раньше, а на севере — позднее 1 марта. (далее…)

Деление цветковых растений на группы.

Посмотрите, как не похожи темный липовый лес и веселая березовая роща. Как сильно отличаются растения цветущего зеленого луга от растений знойных песчаных пустынь, болотистых тундр и пышной растительности влажных субтропиков Черноморского побережья.

Но как бы ни различались цветковые растения, все они имеют большое значение в природе и жизни человека.

Растения дают продукты, необходимые человеку для питания. Растениями кормят сельскохозяйственных животных. Из растений приготовляют лекарства. Огромное количество разнообразного растительного сырья расходуется промышленными производствами. (далее…)