С момента своего возникновения, с Великого Октября и по сей день казахстанская историография — неотъемлемая составная часть советской исторической науки. Ее место и значение определяются, прежде всего, тем вкладом, который она внесла в советскую историографию в целом и который с каждым годом становится все более весомым.
Сложившийся в советское время отряд профессиональных историков, вооруженных марксистско-ленинской методологией и знанием проверенных исторических фактов, установил многие важные закономерные черты развития человеческого общества на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Доказана полная несостоятельность и тенденциозность расистских вымыслов о неисторичности казахского народа и его предков, о так называемой «варварской» периферии «диких» номадов западной цивилизации, об извечной отсталости и противоположности Востока Западу. Выяснены многие конкретные вопросы происхождения казахской народности, политической истории казахских ханств и вхождения казахских земель в состав России, истории национальной демократической культуры, национально-освободительного и революционного движения, показана неизбежность победы социалистической революции в аграрном колониальном крае. Широко раскрыты в исторической литературе торжество ленинской национальной политики и идеологии дружбы народов в Советском Казахстане, пути перехода казахского народа к социализму, минуя капитализм, расцвет творческих сил народа, экономики и культуры республики.
Исходя из общности исторических судеб народов СССР и учитывая действительно национально-особенное, специфическое, исследователи в своих обобщающих трудах и монографиях освещают историю казахского народа в связи с многовековой, поистине героической историей народов нашей Родины.
Исследователи-историки — не бесстрастные летописцы, в тиши своих келий добру и злу внимающие равнодушно. Познание опыта истории для них не самоцель, но средство понимания подлинного смысла происходящих ныне событий, а также предвидения будущего. Глядя назад, восстанавливая правдивую картину прошлого, историк в сущности идет вперед. И не один, он помогает идти другим. Правильно понятая и обобщенная история народа дает возможность извлечь из нее необходимые уроки, выработать научно-обоснованную политику на перспективу. Эту задачу исторической науки советские ученые ценят весьма и весьма высоко, от нее они никогда не отказывались и не откажутся. Ибо, что может быть благороднее сознательного служения делу строительства нового общества, свободного от социального и национального гнета, голода, войн, строя, утверждающего во всем мире идеи мира, свободы, равенства, братства всех народов.
Не случайно Маркс и Энгельс, с большим уважением относившиеся к естественным наукам и их роли в прогрессе человеческого общества, решительно возражали против недооценки опыта истории и противопоставления исторической науки наукам естественным. «Мы знаем только одну науку, науку истории,— писали Маркс и Энгельс.— Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Опыт истории казахского народа, особенно в послеоктябрьское пятидесятилетие, имеет совсем не местное, национально-ограниченное, а международное значение.
Недавно в нашей печати промелькнуло сообщение о том, что группа молодежи Танзании решила пройти по стране пешкам более тысячи километров с остановками в деревнях, чтобы пропагандировать в массах идеи социализма. Невольно вспомнились красный караван КазЦИКа во главе с Алиби Джангильдиным, красные караваны и красные юрты в казахских аулах начала 20-х годов. Простое же сопоставление устава гвинейских кооперативов с уставом казахского малсерктика (с поправками на отличия в типе хозяйства) показало их необычайное сходство, более того — во многом тождество.
Такие иллюстрации можно умножить. Однако суть вопроса не в них. Главное в том, что обобщение и пропаганда опыта истории казахского народа, как и других народов Советского Востока, за советское пятидесятилетие, ставшего наглядным примером для недавно освободившихся от колониального гнета народов Азии и Африки, дело, по выражению Ленина, колоссальной международной важности.
Партия постоянно заботилась об остроте идейного оружия исторической науки, находящейся на переднем крае идеологического фронта, о теоретическом уровне исторических исследований, сосредоточении сил историков на наиболее важных актуальных проблемах, воспитывала их в духе ленинизма. Вся творческая деятельность историков Казахстана неразрывно связана с жизнью партии, партийной организации республики.
В наши дни направляющая роль партии в советской исторической науке все более возрастает, усиливается. В этом залог новых успехов науки, в частности казахстанской историографии.