Два первых года мировой войны были временем самой активной торговли между двумя странами. СССР поставлял Германии в больших количествах продовольствие и горючее, а также дефицитное стратегическое сырье для военной промышленности (медь, никель, олово, молибден, вольфрам). В обмен Германия экспортировала станки, заводское оборудование и даже образцы новейшей военной техники.
Стратегические партнеры помогали друг другу решать внешнеполитические и военные проблемы, консультировались по поводу различных европейских дел и предупреждали друг друга о предстоявших действиях.
По приказу из Москвы все партии Коминтерна должны были прекратить бороться с нацистами и фашистами в своих странах и одобрять советско-германское сотрудничество.
Однако каждый из диктаторов при удобном случае готов был разорвать любые договоренности и ожидал такого же вероломства от своего партнера. Германию и СССР вполне справедливо называли в это время «заклятыми друзьями».
Выгоды Германии от стратегического партнерства с Советским Союзом были очевидны: пока СССР переваривал доставшиеся ему земли, Гитлер смог сосредоточить все свои силы для борьбы со своими западными противниками. Но и выгоды СССР в этой ситуации вряд ли исчерпывались лишь приращением территории за счет малых соседей.
Опыт первой мировой войны и расчеты штабов показывали, что война на Западе между Германией и англо-французскими армиями, скорее всего, будет упорной, долгой и кровопролитной с обеих сторон. Чтобы воевать одновременно на два фронта, у Германии не было сил. Поэтому СССР оказывался в очень выгодном стратегическом положении: даже не нападая на Германию с тыла, а только угрожая войной, Сталин мог добиваться от Гитлера любых уступок; с другой стороны, на переговорах с западными державами можно было диктовать им свои условия открытия Восточного фронта. Мощь Красной армии позволяла Сталину строить и планы более активных действий СССР в разгоревшейся европейской войне.