Миграция (переселение) — интересное биологическое явление в жизни животных. Миграция рыб, как и перелеты птиц, всегда интересовала людей. Большинство рыб мигрирует в поисках пищи, удобных мест для размножения и зимовок. Мигрируют сельдь, треска, лосось, осетр, угорь и другие. А некоторые пресноводные рыбы уходят в более глубокие места, где теплее, чем у замерзшей поверхности.
Регулярно весной совершает путешествие треска из Баренцева моря к своим нерестилищам у Лафонтенских островов. Первый раз она начинает мигрировать в возрасте около пяти лет. Икра, личинки и молодые рыбки, подхваченные течением, уносятся на север к острову Медвежьему, близ Шпицбергена. Когда в конце лета или осенью тресковая молодь покидает планктонные поля, она опускается на глубину 70—75 м. Подрастая, треска уходит для откорма на большие глубины. А когда наступит брачный период, она плывет к тому же нерестилищу, где появилась на свет сама, и возвращается туда каждый год в течение всей своей жизни.
Лососи плывут на нерест.
Своеобразна нерестовая миграция нашей змеевидной пресноводной рыбы речного угря, которая была изучена только в 1922 г. Оказалось, что половозрелые угри, прожившие в реках 5—8 лет, уплывают в Атлантический океан до Саргассова моря и назад уже не возвращаются. Там, на больших глубинах, они мечут икру и погибают. Вышедшие из икринок личинки, увлекаемые течением Гольфстрима, уносятся к берегам и попадают в реки и озера Европы. Такое их путешествие продолжается около трех лет.
В изучении миграции рыб помогает их мечение. Первые работы по мечению рыб были проведены итальянским зоологом Массимо Селла в 1920 г. В основном метят промысловых рыб. При этом рыба получает метку — пластмассовую пластинку с номером, прикрепленную к жаберной крышке или к одному из плавников. Например, в Баренцевом море советские рыбаки регулярно метят треску, пикшу, камбалу, зубатку.
Сейчас существуют самые разнообразные способы мечения — от меток в виде простых булавок до сложных звуковых передатчиков и меченых атомов. В Баренцевом море выпущено свыше 800 тысяч помеченных так рыб. Вторично попадается при вылове примерно 4—5% меченых рыб. О каждом меченом экземпляре, обнаруженном в уловах, моряки немедленно сообщают в Мурманск, в Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии.
При мечении записывают длину и массу тела рыбы. Таким образом можно определить темп ее роста. Метка помогает установить не только маршруты путешествия, но и скорость передвижения, собрать интересные и важные для практики сведения о жизни рыб.
Разнообразные метки на рыбах.
Довольно далекие странствия совершают судак, вобла, лещ, сазан. Обычно они ищут места более удобные для зимовки и размножения. Но это еще не настоящие путешественники, а лишь полупроходные рыбы.
Отличные путешественники — атлантические лососи. В начале жизни они не покидают родных мест — рек. Но через два — четыре года, а то и больше молодые лососи, достигнув длины 15 —18 см, уплывают в море. Тут они начинают активно питаться и вскоре из небольших рыбок становятся серебристыми взрослыми рыбами. Питаются рыбой, ракообразными и другими животными. Обычно в море за год лосось вырастает массой до 2,5 кг, а через два года — до 6 кг.
Как далеко лососи уходят в море? Наблюдения за мечеными лососями показали, что, как правило, они не уходят от устья родной реки дальше чем на 100—150 км. Конечно, бывают и исключения. В море лососи проводят несколько лет, а затем вновь возвращаются в реки уже взрослыми и упитанными рыбами, чтобы отложить икру. К моменту нереста лосось темнеет, у него изменяется форма челюстей, он становится энергичным, подвижным.
К местам нереста атлантический лосось проходит 1000— 1500 км, а иногда и еще большее расстояние. На пути лососи преодолевают быстрое течение рек, пороги, даже некоторые водопады. Рыбы штурмуют водопады, совершая прыжки высотой до 2—3 м над водой. Лососи спешат на нерестилище.
Подобные путешествия совершают и тихоокеанские, или дальневосточные, лососевые — кета, горбуша, чавыча, нерка, кижуч.
Они плывут огромными косяками и после нереста почти все гибнут. Вот как описывает профессор И. Ф. Правдин подъем горбуши в реку Большую на Камчатке: «С каждым следующим днем ход горбуши увеличивался. Река у берега на косах в буквальном смысле кипела, в тихую погоду шум от идущей и плещущейся рыбы слышен был более чем на 100 сажен (около 200 м), а на 30 июня утром… на реке Большой можно было наблюдать поразительное зрелище… Со средины реки с подводного бугра разнесся и долетел до берега шум, отчасти похожий на шум кипящей и плещущейся в огромном котле воды… Огромный косяк рыбы с сильным шумом от беспрерывно выпрыгивающих отдельных рыб шел вверх по реке. Словно новая река ворвалась в Большую и, преодолев ее течение, стремилась прорваться все дальше и дальше, все выше и выше… Полоса шумящей рыбы тянулась не менее как на версту (около 1 км) и имела в ширину не менее 50 сажен (около 100 м), так что без преувеличения можно считать, что в этом косяке был не один миллион рыб».
А что побуждает лососей плыть вверх по реке, преодолевать трудные препятствия и многие опасности? Как лососи находят путь из открытого моря обратно в реки? Пока точного ответа на эти вопросы нет. Некоторые ученые считают, что лососи идут в реки, руководимые инстинктом стремления к родным местам, где они родились.