В конце I тыс. до н.э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. В III в. до н. э. — IV в н. э. в Казахстане складываются раннегосударственные объединения уйсуней — в районе Семиречья; канглов — в среднем течении Сырдарьи; хунну — в северо-западном, центральном Казахстане.
УЙСУНЫ
Расселение
В 160 г. до н. э. земли саков-тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во II в. до н. э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке.
Территория — район Семиречье.
Границы: от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге.
Столица — Чигучен (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-куля.
Государство делилось на три части: восточную, западную и центральную.
Основные сведения об усунях встречаются в китайских источниках. По сведению китайского историка Сыма-цяня — «Численность населения уйсуней достигло — 630 тыс. человек или 120 тыс. дворов. Количество воинов достигло в военное время — 180 тыс., в мирное время -30 тыс.воин».
Политическая история
- Уйсуны вели упорные войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути;
- Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.
Хозяйство
- Скотоводство. Хозяйство уйсуней было комплексным — скотоводческо- земледельческим. Китайские источники характеризуют уйсуней как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали — лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки.
- Земледелие. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичных, построенных из сырого кирпича, и каменных. Каждый дом состоял из большой комнаты, нескольких подсобных построек и загонов для скота. 5-6 домов состовляли аул. Жилище уйсуней являлась — юрта,
- Металлургия. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олово, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды.
- Гончарное дело. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками.
- Ремесло. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней делали ручную мельницу.
Общественное устройство
Усуньское общество не было однородным:
- Титул главы государства — гуньмо;
- Племенная и родовая знать — беки;
- Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев;
- Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5 тыс. лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели — золотые и медные печати, менее знатные — каменные и глиняные;
- Существовала частная собственность на скот и на землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами.
- Социальное неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах — курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства. Курганы уйсуней делятся на 3 группы:
- Большие — диаметром до 80 м и высотой до 15 м.
- Средние — диаметром до 15 м и высотой до 4 м.
- Маленькие — диаметром до 10 м и высотой до 1 м.
Например, в большом кургане Тенлик были обнаружены золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом, бронзовое зеркало.
- Общество уйсуней достигло уровня государственности.
Культура
Ярким памятником ювелирного искусства уйсуней является — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от А л маты, на высоте 2300м.
Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см., которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н.э. — II в.н.э.
Главная идея диадемы — изображение модели Вселенной: животные символизировали — жизнь земли, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.