В результате гражданской войны весь облик России существенно изменился. Исчезло крупное частное землевладение; крестьяне разделили между собой помещичьи имения (а также переделили и бывшие частные крестьянские земли) «по справедливости» — каждая семья по решению сельских сходов получала земли пропорционально количеству ее членов (едоков или работников).
При этом земля не была закреплена за крестьянами в частную собственность, а считалась всеобщим достоянием, официально являясь государственной. Формально общины не существовало, но некоторые общинные традиции продолжали сохраняться (периодические земельные переделы, чересполосица, решение многих деревенских дел на общих сходах).
В городе был полностью ликвидирован промышленный и торговый предпринимательский класс («капиталисты»); все частные предприятия стали государственными. Сильно сократилась численность пролетариата — одни рабочие, спасая свои семьи от голода, перебрались в деревню, другие были призваны в армию, многие ушли с производства в аппарат управления. Зато очень значительно вырос слой нового, советского чиновничества, который потребовался для управления полностью национализированной экономикой.
Буржуазные либеральные партии были сметены с политической арены и почти в полном составе оказались в эмиграции. Крестьянские социалисты (эсеры) и социал-демократы (меньшевики) вели нелегальное или полулегальное существование. Советы рабочих и крестьянских депутатов сохранились, но реальной власти не имели — все государственные решения вырабатывались руководством большевистской партии, принимались центральными исполнительными органами (Совнарком, ВЦИК) и проводились в жизнь централизованным аппаратом наркоматов и ВЧК.
Цена, которую пришлось заплатить за разрушение старого строя, оказалась огромной: население России за время гражданской войны сократилось на 10 млн. человек (из них 2 мил. человек, не желая оставаться в Совдепии, покинули страну); в 7 раз упало промышленное производство (например, в год изготовлялась одна пара обуви на 50 человек); оказался парализованным транспорт; на треть сократилось производство продуктов питания, что особенно чувствовалось в городах.
Последствия военного коммунизма особенно тяжело проявились в 1921 г.; третий год подряд отдававшее свой урожай крестьянство сократило посевы до минимума и в засуху не смогло собрать хлеба даже для собственного пропитания. В Поволжье от невиданного голода умерли миллионы крестьян. По стране бродяжничали более 7 млн. беспризорных, лишившихся родителей детей. Основная масса населения была измучена, измотана до предела.