178 из 3138 км Сибирской железной дороги, построенной в 1893-1895 гг., находились на территории Казахстана; 194 км Рязанско-Уральской железной дороги пролегали через Западный Казахстан. Эти железнодорожные линии ускорили вовлечение степного края в общероссийскую систему хозяйственных отношений, хотя многие районы Южного Казахстана сохраняли хозяйственную обособленность.
В целях широкого использования сырьевых ресурсов правительство приступило к строительству в регионе новых железнодорожных линий. Важным шагом явилось создание магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1656 км. Линии Оренбург-Кубек, Ташкент-Кубек в январе 1906 г. сданы в эксплуатацию. Отныне Казахстан был соединен с промышленными центрами России.
Железнодорожное строительство привлекало часть казахов-кочевников и способствовало формированию самого крупного отряда местного рабочего класса —железнодорожников.
В канун революции 1905-1907 гг. в Казахстане уже действовали довольно крупные предприятия, насчитывавшие по 300-400 рабочих: карагандинские угольные шахты, предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, в том числе Спасские медеплавительные заводы. Численность рабочих к 1902-1904 гг. в районе железной Дороги Оренбург-Ташкент достигла 30 тыс. человек.
Одной из главных предпосылок революции в 1905-1907 гг. явилась колониальная аграрная политика царизма Переселение крестьян из центральных губерний России в Казахстан, принявшее в начале XX в. массовый характер, обострило политическую ситуацию в Казахстане. С одной стороны, ухудшилось положение казахских аулов вследствие изъятия земель; с другой — ухудшилось положение самих переселенцев. Не хватало сельхозинвентаря, продуктов, часть поселенцев, вынуждена была возвратиться в Родные края. Не хватало земли, лучшая часть которой уже была распределена между переселенцами. Если с 1853 по 1905 г. у казахов было отобрано 4 млн. десятин земли, то в 1906-1907 гг. — 17 млн. десятин.
Среди переселенцев увеличивалось имущественное неравенство. Крестьянин имевший 1 десятину земли, относился к категории батраков до 4 десятин — беднейший до 5-8 десятин — бедный, до 10 десятин — малообеспеченный середняк, до 15 десятин зажиточный середняк, свыше 15 десятин — богатый (кулак). В Шымкентском уезде удельный вес батраков и бедных крестьян составлял 40%, а в Семиреченской области 28,3%, а кулаков — 25%. Таким образом, в начале XX в. имущественное социальное неравенство создало политические предпосылки протеста против грабительской аграрное политики.