Характерная для этого учения практика оказалась близка местному населению, так как была созвучна местным домусульманским традициям. Муридов этого могущественного в свое время ордена можно было встретить по всему мусульманскому миру. Обширная дервишская корпорация оказывала значительное влияние на политическую жизнь Средней Азии и Казахстана в XV-XVI вв.
В рассматриваемый период наблюдался расцвет суфийских орденов и распространение такого явления, как культ святых (почитание могил святых — вали, аулийа, святых мест), который в раннем исламе рассматривался как ширк («многобожие», «язычество»).
Мусульманский культ святых, занимавший важное место в религиозной жизни многих народов, сложился под влиянием архаичных идей, хранивших представления о многочисленных божествах, которые в исламе приобрели новое толкование в соответствии с духом новой религии. По свидетельству арабского путешественника Ибн Баттуты (XIV в.), культ святых в Центральной Азии, несмотря на отрицательное отношение к нему официальной теологии и сунны, по существу являлся реальной, конкретной формой, в которой проявлялось религиозное сознание народа. В данный период культ святых не считали противоречащим Корану и не воспринимали как ширк, что свидетельствует о глубоком проникновении его в систему ислама (Ибрагимов Н.Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. Москва, 1988, с. 65.)
В XIV-XV вв. наряду с исламом в среде кочевого и оседлого населения Казахстана важную роль играли домусульманские воззрения и культы. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри. Идея верховного божества Тенгри — Небо возникла в мировоззрении многих тюркских народов, в том числе и у предков казахов, задолго до внедрения в их среду ислама. Некоторые исследователи считают, что культ Тенгри был уже вполне оформившейся религиозной системой, что способствовало принятию привнесенной исламом идеи единого бога Аллаха. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Т2. Алматы: “Атамура”, 1997. 624 с.)
Общественная и семейная жизнь, которая по-прежнему регулировалась установлениями обычного права (адат), прочно хранила реликты ранних форм религии — магии, культа природы и плодородия, почитания огня и очага, культа предков, демонологических представлений, шаманства и др.
У казахов, как и у других народов, практическая трудовая деятельность с глубокой древности была тесно связана с различными верованиями и обрядами.
Покровителем лошадей считался Камбар-ата или Жылкышы-ата, овец — Шопан-ата, верблюдов — Ойсыл-кара, крупного рогатого скота — Зенги-баба, коз — Сексек-ата (Хозяйство казахов на рубеже 19-20 веков .Материалы к историко-этнографическому атласу. Алма-Ата,1980,с.127.) Покровителем земледелия и земледельцев в южных земледельческих районах Казахстана почитался Дикан-баба. Дарителем всевозможных благ, изобилия, богатства, счастья считался пророк Кыдыр.