Сходство и различие человека и животных. На научную основу проблему происхождения человека впервые поставил Ч. Дарвин. В труде «Происхождение человека» (1871) он доказывал, что человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами.
Это подтверждают общность строения скелета, конечностей, всех основных систем, внутриутробное развитие зародыша, наличие млечных желез, диафрагмы, общие болезни и около 90 рудиментов и атавизмов (складка в углу глаз, редкие нежные волосы по всему телу, многососковость, копчиковая кость, наружный хвостик и др.).
Как биологический вид, человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, роду — Homo, виду — Sapiens — человек разумный.
Наряду со сходством человек имеет ряд особенностей, отличающих его от животных. Прямохождение, строение черепа, большой объем головного мозга, членораздельная речь, абстрактное мышление, способность изготовлять и использовать орудия труда — все это следствие разных направлений эволюции и в особенности трудовой деятельности. Человек живет в обществе, подчиняется социальным законам; основу его жизни составляет труд в коллективе. Он развивает науки и искусство, У него возникла вторая сигнальная система. Эти качества развились под воздействием социальных факторов. Значение их в становлении человечества (антропогенезе) раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Он доказал, что основным направляющим фактором в эволюции человека был труд. «С появлением труда биологические закономерности развития человека сменяются социальными. Человек, воздействуя на природу в процессе труда, преображал ее. Одновременно он менялся сам, менялось его положение в природе».
Этапы эволюции человека. Первоначальным этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека было прямохождение. Оно возникло в связи с изменением климата, изреженностью лесов и переходом этих существ к наземному образу жизни. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. Эти преимущества у отдельных существ закреплялись естественным отбором. В дальнейшем эти существа стали сознательно изготовлять орудия труда и, претерпев значительные изменения, рука стала одновременно органом и продуктом труда.
Развитие трудовой деятельности способствовало сближению членов общества. В процессе совместного труда они обменивались жестами и звуками. Изменялись строение и функции гортани. На определенной ступени развития появилась членораздельная речь.
Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, мясной пищи, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышления.
Все эти качества позволили древним людям совершенствовать орудия труда, обживать новые, более суровые места, строить жилища, изготовлять одежду, утварь, пользоваться огнем, разводить животных, выращивать растения. Труд стал более разнообразным, произошло разделение труда, люди вступили в новые социальные отношения. Возникли торговля, наука, искусство, политика, религия; племена образовывали нации и государства. Мозг человека стал способным воспринимать опыт материальной и духовной культуры предыдущих поколений, возникла «социальная программа». По мере развития человечества она расширялась и усложнялась и особенно возросла в век научно-технической революции.
Из поколения в поколение в процессе обучения и воспитания передавался исторический опыт человечества (его «социальная программа»). Жизнь человека больше не регулировалась естественным отбором. У человека сформировалась социальная, надбиологическая сфера.
Общими предками человека и современных, человекообразных обезьян считают парапитеков. Одна их ветвь дала гиббонов и орангутанов, а другая — дриопитеков — вымерших древесных человекообразных обезьян. Одна ветвь дриопитеков привела к шимпанзе и горилле, а другая — к современному человеку. Следовательно, человек и современные обезьяны имеют общих предков, но они — разные ветви родословного древа.
Эволюция предков человека представлена в таблице.
Предки человека (ископаемые формы) |
Где и когда жили |
Прогрессивные черты во внешнем облике |
Прогрессивные черты в образе жизни |
Орудия труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Исходные формы — австралопитеки (australo — южный, pithec — обезьяна) |
Южная и Восточная Африка, Южная Азия, 9-2 млн. лет назад |
Рост 120— 140 см., объем черепа 500—600 см3 |
Ходили на двух ногах, жили среди скал в открытых местах, употребляли мясную пищу |
В качестве орудий пользовались камнями, палками, костями животных |
Древнейшие люди — питекантропы (обезьяночеловек) |
Африка, Средиземноморье, о. Ява, около 10 000 лет назад |
Рост 150 см, объем мозга 900—1000 см3, лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа |
Жили первобытными стадами в пещерах, без жилищ, пользовались огнем |
Изготовляли примитивные каменные орудия, пользовались палками |
Синантроп (китайский человек) |
Китай и др., 900 — 400 тыс. лет назад |
Рост 150— 160 см, объем мозга 850 — 1220 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, нижняя челюсть без подбородочного выступа |
Жили стадами, строили примитивные укрытия, пользовались огнем, одевались в шкуры |
Изготовляли орудия из камня и костей |
Древние люди — неандертальцы |
Европа, Африка, Средняя Азия, 200-400 тыс. лет назад |
Рост 155— 165 см, объем мозга 1400 см3, извилин мало, лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо |
Жили группами в 100 человек в пещерах, пользовались огнем для приготовления пищи, одевались в шкуры. В общении употребляли жесты и примитивную речь. Появилось разделение труда |
Изготовляли разнообразные орудия из камня и дерева |
Современные люди — кроманьонцы |
Повсеместно, 40—30 тыс. лет назад |
Рост до 180 см, объем мозга 1600 см3, лоб высокий, без валика, нижняя челюсть |
Жили родовым обществом, строили жилища, украшали их рисунками. Изготовляли одежду |
Изготовляли разнообразные орудия труда из камня и дерева |
Расы человека.
В ранних этапах эволюции путь развития человечества был единый. Позднее древние предки современных людей небольшими группами расселялись в разных частях земного шара, где условия внешней среды были неоднородны. Так возникли основные расы: европеоидная, негроидная и монголоидная. Каждая из них имеет свои морфологические особенности, цвет кожи, разрез глаз, форму носа, губ, волос и др. Но все это внешние, второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас.
Дети негров, воспитанные вместе с детьми европейцев, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 2—3 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей рас, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы. Утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы буржуазными теоретиками для оправдания захватнических войн, грабежа колоний и расовой дискриминации.