Экономика
Скотоводство.
Основное занятие — скотоводство.
Типы скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое, они менялись в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграции племен и народов. Эти условия меняли также маршруты кочевок. Кочевники разводили овец, лошадей, верблюдов, в отдельных оседлых районах -крупный рогатый скот.
В XIV-XV вв. произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахстана.Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуры в Семиречье. Кочевое скотоводство превратилось в главную отрасль хозяйства Семиречья, где в основном разводили овец и лошадей. У крупных баев насчитывалось 500 тыс. овец.
Земледелие.
Население занималось богарным и поливным земледелием, также рыболовством и охотой. Следы земледельческой жизни еще сохранились в XIV-XV вв. в Западном Семиречье, в долинах рек Чу и Таласа, в округах исчезнувших городов.
Крупные земледельческие оазисы — Сыгнакский район на Сырдарье и Туркестанский район. В долинах рек Чу, Талас, Или выращивали пшеницу, просо, ячмень.
В XIV-XV вв. земледелие широко развивалось вблизи городов Тараз, Садыркурган, Аспара.
Ремесло.
Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Остальные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, стрелы), арбы, детали юрты и т.д.
Торговля.
Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским населением Южного Казахстана, Средней Азии положительно воздействовал на рост городского и земледельческого хозяйства на юге и скотоводческого в степи.
Политика хана Монке оказала огромное влияние на развитие торговли:
- Введение единого подушного налога;
- Проведение денежных реформ:
- В 1271 г. — денежная реформа правителя Мавераннахра Масуд-бека, обеспечила государство серебряной монетой;
- В 1321 г. — денежная реформа Кебек хана, введены в оборот серебряные динары «кебеки». Крупные торговые центры Казахстана — Сарайчик, Отрар, Екиогуз (Экеиус), Коялык, Алмалык (Сведение итальянцев Франческо Петолотти, Плано Карпини, Вильгелм Рубрука, записи армянского царя Петума
Во второй половине XIII — начале XIV вв. важное значение имел торговый путь из Средней Азии в Алтай и Монголию через Семиречье.
Города и поселения Казахстана в XIII-первой пол. XV вв.
Возрождение городов Южного Казахстана. Расцвет средневековой городской культуры приходится на X-XII вв., был прерван монгольским нашествием.
К середине XIII в. происходит восстановление городов, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.
Ярким свидетельством оживления — начало деятельности монетного двора в Отраре, где чеканились золотые динары, посеребренные посеребренные дирхемы, медные фельсы. Отрар единственный город в Казахстане и Средней Азии, выпускавшем в это время монеты всех традиционных номиналов.
С середины XIII в. упоминаются города в Южном Казахстане: Отрар, Зерну к, Сайрам, Яссы, Сыгнак, Барукет, Саудакент, Кумкент, Уросоган, Сузак.
Во второй половине XIII в. на р.Урал возник г. Сарайчик, который находился на главном торговом пути с Востока на Запад из Восточного Туркестана, Казахстана и Средней Азии в Поволжье, Крым, Европу.
Подъему экономики и крупных городов южного Казахстана способствовало вхождение их в состав Ак Орды. Особенно, при хане Ерзене, велось интенсивное строительство в Сыгнаке, Дженде, Сауране, Отраре, Барчлыгкенте.
Упадок городов в Семиречье.
К середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Территория Семиречья оказалось политически разорванной на три части между улусами сыновей Чингиз-хана. Также в Семиречье переселились большие массы кочевого населения, которые враждовали с городами.
Доказательством служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую долину: «..прежде там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможности пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища».
Археологические исследования в Илийской долине свидетельствует об окончательном прекращении городов: Алматы, Талгар, Чилик, Дунгене, Каялык, Сумбе, Кок-тума. В письменных источниках XIV-XV вв. говорится, что в области Илибалыка «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники».
Формирование новых типов жилище.
В конце XIII — начале XIV вв.формируется новые типы жилища:
- Происходят изменения в интерьере: су фа теперь занимает почти всю площадь жилого помещения.
- Появляется новый тип очага — тандыр с дымоходом, он становится универсальным типом очага.
- Перекрытия домов опираются на центральный столо или стены.
- В домах имеются кладовые с закромами и глиняными ящиками.
Архитектура.
В XIV-XV вв. на территории Казахстана складывается новый архитектурный стиль -поливные изразцы вытесняют терракотовые облицовки, что привело к совершенствованию сводчато-купольных систем:
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу Тимура в Туркестане в конце XIV- начале XV вв. на месте погребения святого суфия. Тонкий расчет руководил Тимуром:
- польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне;
- подчеркнуть духовное единство народов, исповедующих ислам;
- воздействовать на впечатлительного номада грандиозностью замысла дать представление о мощи империи.
Это комплексное мемориальное сооружение, состоящее из усыпальницы и других различных по назначению, но функционально связанных помещений. За центральным залом находится усыпальница Ходжи Ахмеда, надгробие которой сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора. О мавзолее Ахмеда Ясави писал политический деятель и историк ибн Рузбихан: одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».
- Мавзолей Рабиги Султан бегим — находится рядом с мавзолеем Ахмеда Ясави в Туркестане, построенный в честь жены Абулхаира, дочери великого султана Улуг-бека Рабиги Султан бегим. Это однокамерный восьмигранный мавзолей, с выступающим порталом и куполом.
- Мавзолей Кок-кесене в окрестностях Сыгнака, где распологается некрополь степных ханов из рода Шайбана. Мавзолей возведен в честь хана Абулхаира в середине XIV в., это оригинальное культовое сооружение с высоким порталом со стрельчатой аркой и коническим куполом, внутри которого шла арабская надпись.
- Мавзолей Сырлытам (XIV-XV вв.) -представляет собой портально-купольное сооружение с одним залом, в которой ведут два прохода.
- Мавзолей Дауд-бека — находящейся в Таразе, принадлежит тюрскому военачальнику и является наиболее ранним памятником.
- Памятники монументальной архитектуры — соборная мечеть и баня в Отраре, которые датируется XIII-XIV вв.
- Памятники Центрального Казахстана в XIV-XV вв.:
- Мавзолеи Джучи хана на берегу р.Каракенгир в Центральном Казахстане, возведенный в XIII в. в честь старшего сына Чингиз-хана Джучи хана;
- Мавзолеи Алаша хана и Болган ана в районе Улутау Центрального Казахстана.
Для этих памятников характерны: прямоугольные композиции, купола шатрового типа, широкое применение в облицовке фигурных и резных плит, покрытых зеленой, голубой, синей или бирюзовой глазурью.
Культура
Язык и письменность.
В XIV-XV вв. интенсивно развиваются тюркские языки на 3 основных диалектных группах:
- Кыпчако-огузский
- Карлуко-уйгурский (шагатай)
- Уйгурско-огузский.
Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Все ханские указы издавались на тюркском языке.
В XIV-XV вв. из кыпчако-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркски: языков выделился казахский язык. В его подгруппу, кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки.
Письменность развивалось в 3 вариантах:
- рунические надписи
- уйгурский алфавит
- арабский алфавит с XIV века.
Письменная литература.
XIII-XIV вв. — эпоха развития письменной литературы на кыпчакском языке.
- Образцы фольклора (загадки, афоризмк пастушеские песни) сохранились в памятник: кыпчакского языка «Кодекс куманикус» памятник хранится в церкви святого Марка в Венеции.
- В 1245 г. написан на арабской график «Треджуман турки уа-араби» (арабе кыпчакский словарь). Словарь насчитывав 2,5 тыс.слов.
- Книга «Хисса Раббази», написанная в 1310г. состоит из эпических поэм и легенд.
- В 30-е гг. XIV в. в Золотой Орде написан литературный памятник на тюркском языке «Хусрау у а Шырын».
- В 1353 г. Хорезми написал по» «Мухаббатнаме» на кыпчакском персидском языках.
Устная литература.
В XIV-XV развивалось устное народное творчеств Кыпчаки и другие тюркские племена вели свою устную поэзию.
В Дешт-и-Кыпчаке развивалось творчество певцов (жырау):
- Кетбуга жырау (Аталык жырау) — извести-начала XIII в. Его произведение «Акз кулан», повествует о сообщении Чингиза о смерти его сына Джучи.
- Сыпыра жырау — один из основоположников ногайлинско-кыпчакского эпоса XIV Крупные произведения его — «Ер Таргыш», «Телагыс», «Едиге». Сыпыра жырау воспев борьбу между Тохтамышом и Тимуром.
- Кодан-тайшы — жырау, политически деятель XV в. Он выступил против полка хана Абулхаира и поддержал Жанибека и Керея.
- Асан-кайгы (Хасен Сабитулы) — жырау проповедник Казахского ханства, философа кочевников XV в. Был одним из влиятеаыи находится усыпальница Ходжи Ахмеда, надгробие которой сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора. О мавзолее Ахмеда Ясави писал политический деятель и историк ибн Рузбихан: « одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».
Складывается кыпчакские героические эпосы — «Кобланды батыр» (конец XIII — начало XIV вв.). Эпос конца XIV — начало XV вв. «Едиге батыр» повествует о борьбе между Тохтамышом и Тимуром. В эпосе «Ер Саян» повествуется о победах Бату хана. Также появились героические эпосы «Алпамыс» или «Алып Манас».
Верования.
В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становится господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандия». Кочевое население придерживалось также шаманизма и культа предков.