Суверенные права республики, провозглашенные Конституциями СССР и Казахской ССР, остались формальными фразами. Как и другие республики Союза, Казахстан фактически не имел никаких прав, оставался одной из провинций. К середине 50-х годов система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик, т.к. крайне централизованная система управления сковывала, мешала развитию общества. В мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Объем производства и капитальные вложения определяли Советы Министров республик.
Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, увеличились отчисления в республиканские бюджеты. В 1954-1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия. Министерства металлургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства Расширились права республиканских министерств в области культурного строительства С 1956-1958 гг. союзные республики получили возможность руководить органами юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расширилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров союзных республик, а в Верховный Суд СССР — председатели Верховных Судов. Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик. За годы Советской власти Казахстан никогда самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.