В декабре 1919 г. Советское правительство приняло решение о строительстве железнодорожной линии Александров Гай — Эмба она должна была соединить Урало-Эмбинский нефтяной район с Центральной Россией. Строительство Семиреченской железной дороги и линии Петропавловск — Кокчетав было важным для снабжения хлебом голодающих областей страны. В январе 1919 г. монополия на заготовку и распределение хлеба дополнилась продовольственной разверсткой. Мобилизация людских и материальных ресурсов края достигалась внеэкономическими, силовыми методами (реквизицией, распределением по нарядам).
Мелкие производители объединялись в кустарные артели. Была введена система учета и распределения рабочей силы, трудовой повинности. Политика военного коммунизма в крае проявилась в ликвидации местных бюджетов, слиянии их в единый государственный бюджет, образовании единой казны, национализации межой и отчасти кустарной промышленности. В Западном, Северном и Восточном Казахстане велась заготовка хлеба, из центра в край прибыли 11 500 рабочих. Большинство национализированных предприятий Казахстана бездействовало. По сравнению с 1913 г. добыча нефти в Казахстане сократилась в 4 раза, угля — в 5 раз, а добыча медной руды прекратилась совсем. Были выведены из строя Риддерские рудники, Экибастузские угольные копи и Спасская обогатительная фабрика В упадок пришло сельское хозяйство.
Появились повстанческие очаги в Кустанайской, Акмолинской, Уральской, Семипалатинской губерниях Это движение возникло как следствие недовольства крестьян властью Советов, продразверсткой. В феврале 1921 г. 25 тысяч мятежников разгромили здания органов Советской власти в г. Петропавловске. Было прервано железнодорожное сообщение Сибири с центром страны натри недели. В марте 1921 г. на территории Уральской области действовали более 10 тыс. вооруженных мятежников. Погибли более 70 руководителей партийных и советских работников Каркаралинского уезда.