Подпишитесь на наши новости:
Навигация сайта
Школьные предметы
•   Информационная поддержка школьников, студентов и преподавателей » ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ КАЗАХСТАНА » ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КАЗАХСТАНЕ
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КАЗАХСТАНЕ
поделись ссылкой
Страница 1 из 3 | Следующая страница

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Историография культурной революции в Казахстане — одно из наиболее молодых и, безусловно, перспективных направлений обществознания. К сожалению, до сего времени нет научных трудов, в которых бы обстоятельно характеризовались этапы ее развития, анализировались направления, течения и концепции, с партийных позиций оценивались теоретический уровень, глубина и четкость акцентов исследования, факторы, исторические условия, особенности и трудности становления и развития истории культуры Советского Казахстана как науки.

Следует, однако, сказать, что состояние изученности культурной революции в Казахстане в определенной степени освещалось и продолжает освещаться в монографиях, статьях и диссертационных работах по истории культуры. Но на первых порах чаще всего это были неверные или неточные «характеристики». Так, в 1957 г., в статье «Историческая наука в Казахстане в советский период» С. Н. Покровский, А. Н. Нусупбеков и В. Ф. Шахматов, не вдаваясь в анализ сорокалетнего периода изучения культурного строительства в республике, утверждали: «...история культурной революции в Казахстане почти не изучена, нет ни одной монографической работы* посвященной этой проблеме».

В сборнике «Наука Советского Казахстана. 1920—1960 гг.» (Алма-Ата, 1960, 576 с.) эти же авторы, наконец, отметили некоторые работы по истории культуры Советского Казахстана, изданные в 50-е гг. Однако в орбиту их внимания не попали многие исследования Г. С. Сапаргалиева, И. Г. Пичугина, М. Карагусова, X. Хабиева и других авторов.

Еще более ограниченный и поверхностный характер носит освещение историографии культурной революции в статье «Развитие исторической науки в Казахстане», опубликованной в сборнике «Октябрь и наука Казахстана» (Алма-Ата, 1967)* Выгодно отличалась от «ее статья Г. Ф. Дахшлейгера «Основные этапы развития исторической науки в Советском Казахстане», напечатанная тремя годами ранее в журнале «Вопросы истории» (1964, № 10). В данном случае речь идет не только о более полной научной информации по данной проблеме,, но и о том, что автору не чуждо понимание конкретных проблем, широкого спектра участков культурного строительства, которые являлись объектом исследования историков, филологов, искусствоведов, представителей педагогической, правовой

и других общественных наук. Правда, в статье характеризовался лишь современный этап изучения культурной революция в Казахстане.

Первой попыткой ретроспективного анализа историографии культурной революции в республике является историографическое введение к книге «Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов», написанное автором данной статьи. Но, во-первых, обзор литературы и источников, данный в нем, был неполным и в ряде случаев поверхностным, во-вторых, не были четко обозначены этапы изучения истории' советской культуры Казахстана.

Некоторые сведения об историко-культурных исследованиях 20—30-х гг. содержались в этнографических, историкобиографических и историографических работах 60—70-х гг. В научных и общественно-политических журналах, а также на страницах газет стали чаще публиковаться обзоры и рецензии на книги по истории культурной революции, на статистические и документальные сборники по этим вопросам.

Современный этап историографии культурной революции в республике характеризуется частично в трудах видных советских исследователей культуры, где наряду с разработкой важнейших исторических, методологических и теоретических проблем культурной революции, исследованием конкретного исторического опыта становления и развития новой духовной жизни нашего общества много внимания уделяется вопросам историографии советской культуры.

Особенно большой вклад в разработку научной историографии культурной революции в СССР внесла профессор Л. М. Зак. В ее трудах фактически развернута последовательная картина всех этапов изучения истории духовной жизни советского общества, в том числе развития национальной историографии, дан анализ работ местных авторов по истории культуры.

Вполне приемлема и для национальных республик СССР схема периодизации истории изучения культурной революции, предложенная Л. М. Зак. Наш казахстанский материал, во всяком случае, вполне подтверждает правомерность выделения трех основных этапов исследования истории культурного строительства:

с 1917 до начала 30-х гг.—этап возникновения и становления историографии культуры;

с середины 30-х до середины 50-х гг.— этап дальнейшего развития и постепенной профессионализации исторической культурологии;

с конца 50-х — начала 60-х гг.— современный этап исследования культуры.

Принятие данной схемы отнюдь не означает, что игнорируется специфика и трудности становления развития казахстанской историографии культурной революции, искусственно подгоняется ее состояние под общесоюзный уровень. Единая общесоюзная научная периодизация истории исторической науки и, в частности, изучения истории советской культуры для всех республик, краев и областей СССР обусловлена прежде всего тем, что наука (в том числе и общественная) по природе своей интернациональна. Национальные барьеры, порой искусственно воздвигаемые на пути науки, способны лишь задержать ее развитие. Советский строй, объявивший войну всем и всяким формам и проявлениям Социального и

национального гнета, устранил эти барьеры и открыл всем народам нашей страны неограниченные возможности для вовлечения трудящихся в научный и культурный прогресс. Верная провозглашенному курсу борьбы за обеспечение фактического равенства народов СССР, КПСС уже в первое десятилетие после победы Октябрьской революции организовала народам Советского Востока бескорыстную культурную помощь, в частности научную. В республики Советского Востока, в том числе в Казахстан, партия посылала в те годы выдающихся ученых, талантливых педагогов, усилиями которых началось активное и целенаправленное изучение природных условий, недр, флоры и фауны бывших национальных окраин, их истории, культуры, быта, психологии, народных традиций и обычаев, создавались учебные заведения, началась подготовка новых кадров из лиц коренной национальности. Академия наук СССР организовала в этот период ряд стационарных комплексных экспедиций, занимавшихся с большим успехом широкими исследованиями территории и населения Казахстана. В этих условиях в значительной мере снимались проблемы «провинциализма» науки в союзных, автономных республиках, хотя, конечно, в первые годы Советской власти они еще значительно уступали центральным районам Союза по числу и особенно по уровню подготовки специалистов и научных работников. Но в силу указанных обстоятельств это существенным образом не отразилось на темпах и уровне научных исследований в национальных районах. Сопоставление истории изучения культуры в центре и в Казахстане, несмотря на значительные, порождаемые местными условиями нюансы, в целом показывает общность развития историографии на первом и особенно на последующих этапах (сходными, даже можно сказать общими, являются не только отдельные крупные достижения, но и слабости, недочеты и пробелы). Разумеется, масштабы и степень этих общих черт несопоставимы.

Научная разработка истории культурной революции в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, имеет своим истоком произведения В. И. Ленина. Именно ему принадлежит заслуга постановки, всестороннего и глубокого научного обоснования проблемы культурной революции как одной из основных закономерностей социализма.

Ленинские идеи культурной революции широко пропагандировались, популяризировались и разрабатывались в теоретическом и практическом аспектах его соратниками, выдающимися деятелями нашей партии и Советского государства, видными теоретиками и пропагандистами марксизма-ленинизма Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, К. Цеткин, М. Н. Покровским, М. И. Калининым, А. С. Бубновым, М. С. Ольминским и др.

В их трудах наряду со многими важными вопросами культурной революции получили широкое освещение вопросы национальной специфики культурного строительства в союзных и автономных республиках, проблемы культурной помощи и; взаимопомощи, выравнивания уровней культуры различных народностей и наций СССР. В работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Бубнова есть, в частности, немало конкретных исторических сведений о положении культуры в Казахстане в 20—30-х гг., о состоянии народного образования, ликвидации неграмотности, культурно-просветительной работе в крае и т. д.

Идеи Ленина и партии о культурной революции уже в 20-х гг. стали не только осуществляться в Казахстане практически, но и находить отражение в теоретических статьях и трудах отдельных работников идеологического фронта, запечатлевших первые шаги культурного строительства республики.

Первый этап изучения культурной революции в Казахстане был крайне сложным. Малочисленность и исключительно слабая подготовка культурных кадров и вообще интеллигенции в республике долгое время сдерживали процесс научного осмысления и обобщения начавшейся здесь культурной революции. Положение осложнялось враждебной деятельностью националистов и великодержавных шовинистов. Под их влиянием некоторые руководящие партийные и идеологические работники республики допускали отступления от ленинских принципов строительства новой культуры, ошибочно трактовали проблему освоения культурного наследия прошлого и отношения к старой интеллигенции.

Особенно остро в те годы обсуждался вопрос о роли национальной интеллигенции. .Началом широкой дискуссии явилось открытое письмо казахской молодежи, обучающейся в Москве. Авторы письма, обращаясь к видным казахским коммунистам, просили разъяснить им, какова правильная оценка роли старой казахской интеллигенции в революции, каковы особенности и трудности формирования новой интеллигенции Казахстана, по какому пути в условиях Советской власти будет происходить и будет ли происходить дальнейшее развитие казахской национальной культуры, будет ли эта культура культурой пролетарской. Наиболее обстоятельные ответы на эти вопросы были даны в статьях Т. Рыскулова «Ответ на письмо молодежи» и «Об ауле, интеллигенции, Компартии и культуре».

Т. Рыскулов много сделал для пропаганды и разъяснения в Казахстане ленинских идей культурной революции. Он указывал, что Ленин и партия взяли курс не на ликвидацию национальной культуры, а на очищение ее от реакционных элементов, чуждой идеологии, обветшалых и вредных традиций. Пролетарская культура, отрицая все отжившее и реакционное, не является, однако, безнациональной. Одним из первых Т. Рыскулов подверг критике утверждение о том, что поскольку в Казахстане слаб и недоразвит рабочий класс, пролетариат, постольку здесь нет и не может быть пролетарской культуры, литературы, искусства.

В вопросе об интеллигенции Т. Рыскулов высказал также ряд интересных и правильных суждений и замечаний. В частности, он говорил о дифференцированном подходе к старым кадрам, возможности их перевоспитания и использования. Вместе с тем им был сформулирован ошибочный тезис о якобы объективно-прогрессивной роли алаш-ордынской интеллигенции в национально-освободительном и революционном движении.. В последующие годы эту ошибочную точку зрения повторили Г. Тогжанов, С. Д. Асфендиаров и ряд других историков.

Большую историко-культурную работу в первой половине 20-х гг. вело Общество изучения Казахстана. Оно было призвано не столько собирать материалы и изучать прошлую историю края, сколько содействовать культурному и научному прогрессу казахского общества, вставшего на социалистический путь развития. Не случайно поэтому на заседаниях ОИК систематически заслушивались и обсуждались доклады о состоянии и перспективах народного образования, здравоохранения, профессионального искусства, литературы, науки. Общество публиковало труды членов ОИК, однако значительная часть материалов так и не увидела свет. Она хранится ныне в Центральном государственном архиве Казахской ССР (фонд № 693).

В этих материалах отчетливо прослеживается сложная и подчас противоречивая борьба вокруг проблем культуры, искусства, просвещения, науки. Так, на одном из заседаний ОИК, где заслушивался доклад о путях развития казахского музыкального искусства, выявились две противоположные точки зрения. Искусствовед И. П. Словохотов считал, например, что «прививка европейской культуры казахскому народу должна повести в ближайшем будущем к вытеснению родных мотивов из сердец казахов...».

Возражая ему, И. П. Третьяков подчеркнул, что «необходимо дать казахским детям европейское музыкальное образование с тем, чтобы в будущем на основе народного музыкального творчества скроить свое художественное творчество. Только тогда возможно ожидать появления казахских симфоний и оперы, и в казахском народе может появиться свой Глинка, который поведет казахскую музыку по новому национальному руслу, приобщив казахское искусство к общей сокровищнице музыкального творчества народных гениев».

Развитие казахской советской культуры блестяще доказало справедливость вывода о необходимости творческого использования и восприятия лучших достижений мировой, в том числе русской и европейской, культуры и искусства.

Научное изучение современного состояния культуры и быта казахского народа и всего населения края и поиски путей их социалистического преобразования вели экспедиции и отряды этнографов, археологов, географов, историков и лингвистов, направлявшиеся в Казахстан из Москвы, Ленинграда и Ташкента Советским правительством. К сожалению, эти отряды и экспедиции в силу специфичности своих задач мало внимания обращали на работу просветительных и культурных учреждений республики тех лет. Культурная жизнь Казахстана первого десятилетия, проблемы культурной революции чаще всего обсуждались и освещались в печати того времени не как практически осуществляемые, а как вопросы, которые предстояло еще решить. Исключение составляют некоторые работы, написанные журналистами и учеными Москвы и Ленинграда на основе непосредственных наблюдений и впечатлений во время их служебных и научных командировок. А. Гаев и Горчаковский конкретно и живо описывали большие перемены в духовной жизни казахского аула, характер и направленность культурных преобразований в некогда отсталом крае. И. Архиінчеев свою задачу видел в том, чтобы показать, насколько культурная отсталость мешает «осуществлению социалистической демократии». В его работе обстоятельно характеризовались особенности и трудности проведения культурной революции в кочевых и полукочевых районах Казахстана и Киргизии и выдвигались конкретные практические предложения. Важно, что он освещал проблему культурной революции в ленинском духе, рассматривал ее как важную составную часть борьбы за социализм, как важнейшее орудие советизации казахского аула.

Казахстанская историография культурной революции значительно изменилась в начале 30-х гг., когда историческая наука успешно преодолевала влияние буржуазно-националистических и великодержавно-шовинистических концепций и взглядов, когда в результате успехов в культурном строительстве несколько окрепли культурно-идеологические и научные*, кадры республики. Расширился диапазон культурных интересов казахского общества, более целенаправленной и боевитой стала культуроведческая печатная информация и пропаганда, появились первые брошюры и книги по истории народного образования, развития казахского театра, народной музыки и т. д. Авторами большинства книг, брошюр и статей были, практические работники идеологического и культурного фронта республики. Они не часто прибегали к историческим экскурсам, но зато очень подробно и по-деловому анализировали современное положение в области культуры, науки, просвещения и искусства, горячо обсуждали конкретные меры и пути скорейшей ликвидации культурной отсталости края, развития новой, советской системы народного образования, внедрения а жизнь и быт трудящихся лучших достижений науки и культуры, а в их сознание — марксистско-ленинского мировоззрения.

Значительная часть работ того времени посвящена проблемам просвещения и ликвидации неграмотности, что вполне естественно отражало характер и направленность культурной революции на ее первом этапе. В работах Г. Березы, О. Сафро^ X. Амрина, С. Мендешева, Н. Нурмакова характеризовались

первые итоги осуществления всеобщего начального образования в Казахстане, специфика и трудности организации начальной школы в кочевых и полукочевых аулах. Ш. Альджанов, Т. Дейнега и Дж. Садвакасов много внимания уделяли проблемам привлечения казахской молодежи в школы и учебные заведения республики, обобщали и анализировали опыт и недостатки в учебно-воспитательной работе школ Казахстана. Коренным недостатком последней Дж. Садвакасов считал то, что она в силу ряда объективных и субъективных причин (нехватка квалифицированных учителей, ошибки в организации учебного процесса) не дает еще глубоких знаний. Школы республики (в особенности аульные) по уровню подготовки учащихся в те годы довольно сильно отставали еще от городских школ РСФСР и других промышленно развитых районов СССР. Ликвидировать этот недостаток, это отставание можно было прежде всего путем решения проблемы педагогических кадров, организации многочисленных педагогических вузов, техникумов и училищ. Работы Г. Березы, Ш. Альджанова и других отразили первые шаги в развитии высшей школы республики, меры по реорганизации средних специальных учебных заведений.

Большой интерес для исследователей истории культуры представляют работы У. Джандосова и И. Кабулова, в которых в острой полемической форме ставились актуальные вопросы национально-культурного строительства в Казахстане. Обстоятельно обобщая и критически разбирая отдельные утверждения советских ученых по национальному вопросу, У. Джандосов на конкретном опыте Казахской АССР доказал несостоятельность абсолютизации национально-особенного, национальной специфики в ущерб интернациональным тенденциям в экономическом и культурном развитии советских народов. Культура, наука, профессиональное искусство, освоение лучших культурных достижений других, более передовых наций не только не противопоказаны естественному процессу национальной консолидации казахского народа, но, напротив, облегчают и ускоряют его, содействуя скорейшей ликвидации .былой духовной одичалости и отсталости трудящихся масс.


Страница 1 из 3 | Следующая страница


Навигация по статьям
Назад | Оглавление | Вперед
Автор: admin | Просмотров (4290) | Комментариев (0)
Добавить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail: