Обществознание

Обществознание. УЧЕБНИК ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Правоохранительные органы

Вспомните: Какую роль в государстве выполняет судебная власть? Каковы задачи милиции?

Подумайте: Почему законодатель провозглашает признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина конституционной обязанностью государства?

Законы регулируют жизнь общества, устанавливая рамки дозволенного поведения. Все государственные органы призваны заботиться об обеспечении законности и защите прав и интересов граждан. Но в любом государстве есть органы, основной задачей которых является защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими правонарушениями. Их называют правоохранительными. (далее…)

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Вспомните: От чего зависит юридическая сила нормативного акта? Что такое субъект Федерации? Какими словами начинается Конституция нашей страны?

Подумайте: Государство для человека или человек для государства? Из многих основных есть только одна, высшая ценность. Какая и почему? Можно ли считать Россию союзным государством? Может ли какая-либо идеология, партия, религия претендовать на роль государственной?

Конституция РФ — главный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства.

Это первое, что должен знать каждый о Конституции своей страны. (далее…)

Права и свободы человека и гражданина

Вспомните: О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребенка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?

Подумайте: Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2). (далее…)

Гражданские правоотношения

Вспомните: Что понимается под правовыми отношениями? Какими отраслями права они регулируются? Что такое собственность? Какие формы собственности вам известны? В чем суть имущественных отношений?

Додумайте: Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребенок?

Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права. В условиях рыночной экономики оно является главным регулятором товарно-денежных отношений, основанных на свободном предпринимательстве, имущественной самостоятельности и равенстве партнеров. Не случайно его называют фундаментом делового мира. (далее…)

Право на труд. Трудовые правоотношения

Вспомните: Какую роль играет труд в жизни человека и общества? Какова связь труда и зарплаты? В чем значение дисциплины? Какова роль государства в обеспечении занятости?

Подумайте: Характеризует ли человека его отношение к труду? Как школьнику поступить на работу?

О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. В пословицах и других формах фольклора народ выразил свое уважение к труду и осуждение праздности. Многие отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью. «Лень — мать всех пороков» — эта пословица пришла к нам из другой страны. А вот и наши: «Без дела жить — небо коптить», «Ленивый — к обеду, ретивый — к работе», «Лень мужика не кормит». (Какие еще пословицы своего народа на эту тему вы знаете?)
(далее…)

Семейные правоотношения

Вспомните: Почему    семью    называют    особой малой группой, ячейкой общества? Что понимается под имуществом семьи? Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

Подумайте: Может ли семья существовать без брака, а брак — без семьи?

Известно, что семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Она и очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Здесь каждый учится замечательному искусству — искусству жить вместе. Не случайно семья изучается в разных аспектах. Напомним, что семья в социальном плане — это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. При такой трактовке акцентируется внимание на духовной общности семьи, ставятся во главу угла фактические семейные отношения, регулируемые нормами морали. Однако есть и другое, юридическое понимание семьи и семейных отношений. (далее…)

Административные правоотношения

Вспомните: В чем особенности правоотношения как вида социальных отношений?

Подумайте: Можно ли административные правоотношения свести к отношениям власти и подчинения?

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей единой государственной власти есть своя, строго определенная Конституцией доля участия в управлении государством. Законодательная ветвь власти осуществляет государственное управление посредством законодательной деятельности. Судебная власть выполняет свои задачи государственного управления путем отправления правосудия. Наконец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с претворением в жизнь — исполнением закрепленных законом предписаний. Ее так и называют — исполнительной властью. Она осуществляет прямое непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества. (далее…)

Уголовно-правовые отношения

Вспомните: Каковы признаки правонарушения? Что такое юридическая ответственность? Какие виды юридической ответственности вам известны?

Подумайте: Можно ли совершить преступление путем бездействия?

Уголовное право — особая отрасль права, связанная с самой тяжелой и опасной разновидностью правонарушений — преступлениями. Не случайно при упоминании уголовного права возникают ассоциации с детективными фильмами, многие из которых начинаются с тревожного звонка в районное управление внутренних дел (РУВД) и жесткой команды: «Дежурная бригада на выезд. Обнаружен труп неопознанного мужчины с признаками насильственной смерти». Следующие кадры — на месте происшествия работают профессионалы: следователь, медицинский эксперт, криминалист. Они составляют протокол осмотра, снимают отпечатки пальцев, опрашивают свидетелей преступления. Словом, как и в жизни, осуществляется кропотливая работа по выявлению лица, совершившего преступление. Ведь уголовное право призвано охранять человека, общество, государство от преступных посягательств. Поэтому его главная задача охранительная. Другая задача — предупреждение преступлений. Выполняя эти задачи, уголовное право обеспечивает регулирование особых, уголовно-правовых отношений. (далее…)

Социальные права

Вспомните: Что включает в себя социальная сфера жизни общества? Как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества? Каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе?

Подумайте: Включает ли конституционное право каждого на жилище предоставление бесплатного жилья? Является ли благотворительность формой социальной защиты населения?

Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37, ч. 5), право на материнство и детство (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). (далее…)

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Вспомните: Какие бедствия претерпело мирное население стран — участников мировых войн XX в.?

Подумайте: Можно ли соблюдать права человека во время войны? Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Войны происходят на протяжении всей истории человечества. За последние 5000 лет, как подсчитали ученые, было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд человек. В XX в. в двух мировых войнах погибло более 70 млн человек. (далее…)