Ислам на территории Казахстана.

Ислам на территории Казахстана.

Особенности ислама в Казахстане.

Особенностью ислама в Казахстане в колониальный период стало то, что он оказался в новой для него этно-социальной ситуации. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на территорию Юго-восточного Казахстана из пограничных районов Китая переселились две крупные мусульманские общины уйгуры и дунгане. Это были народы с давней оседло-земледельческой традицией, что укрепило позиции ислама на юге и без того более сильные, чем в кочевых районах. Их переселение было связано с очередным этапом в развитии российско-китайских отношений, когда крупные мусульманские группы, уйгуры, дунгане, казахи, проживавшие в Илийском крае Китая, принимали российское подданство, чтобы не оказаться в меньшинстве в инокультурной китайской среде и попасть в близкое им по духу окружение (Ф.44, оп.1.д.4807, л.10).

(далее…)

Исламская религия для российских властей.

Под влиянием антиколониальных восстаний, охвативших “зарубежный” мусульманский Восток, и проходивших под исламскими религиозными лозунгами, исламская религия для российских властей стала представлять потенциальную силу, угрожающую целостности империи. С конца XIX века упрочение позиций ислама в казахской степи уже не отвечало задачам российской колониальной политики, опасавшейся к тому же распространения “мусульманского фанатизма” и “сепаратизма”, участившихся контактов местных мусульман с Османской Турцией. (далее…)

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно.

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях. (далее…)

Внедрения мусульманства в Золотой Орде.

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили по­литическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этни­ческую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Централь­ной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам. (далее…)

Особенности распространения ислама в Казахстане.

Распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотоордынского государство. Кочевая степь — Дешт-и Кыпчак — в XIV веке в целом оставалась поверхностью затронутой му­сульманством, и жители степи в массе своей были еще во власти старых воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения. (далее…)

Ислам в советскую эпоху.

С началом этого периода связан следующий этап в эволюции ислама на территории Казахстана. Следует сразу оговориться, что политика Советской власти в отношении ислама проводилась в рамках общей политики в отношении религии. Кроме того, все концептуальные положения этой политики разрабатывались центральным правительством в Москве и направлялись в республики. Соответственно, дублировались все решения о создании государственных структур по вопросам религии. (далее…)

Ислам в тюркскую эпоху.

Первые контакты арабов-мусульман с тюрками этого региона произош­ли в 751 году в Семиречье в Таласской битве. Первым тюркским властителем, принявшим ислам и объявившим его официальной религией своего государства, был Абд ал-Карим Сатук Богра-хан (901-955), основатель Караханидской державы в Средней Азии. С этого момента исламизация тюр­ков происходила весьма быстро и приняла массовый характер. В 960 году ислам приняли около 200 тысяч семей. Мусульманский мир распахнул перед тюрками свои ворота настежь, и через несколько десятилетий они, воз­главляемые победоносным Тогрул-беком Сельджукидом, десятками тысяч устремились на Средний и Ближний Восток, чтобы открыть новую страницу в его многовековой истории (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С.162). (далее…)

Ислам в Казахстане в советский период.

Октябрьская революция значительно подорвала устои ислама. Изменившийся образ жизни казахов способствовал размыванию религиозных традиций и формированию атеистического мировоззрения большинства казахского населения. Становление советского государства сопровождалось процессом секуляризации в регионах традиционного распространения ислама, в том числе и в Казахстане.

События 1917 г. способствовали оживлению политической деятельности мусульман. Активи­зировались и создавались политические партии: в Казахстане — Алаш, в Узбекистане — Партия младобухарцев, в Азербайджане — партия «Мусавват» и т.д. (далее…)