Сакральными атрибутами казахского шамана являлись: кобыз (струнно-смычковый инструмент), плеть (камча), домбра (струнно-щипковый инструмент). Камлание казахи часто называли «ойнау» («игрой»), «шакыру» («призывание»). Очевидно ислам сыграл большую роль в размывании в казахском шаманстве представлений о «верхнем мире» — обители духов, куда прежде шаман совершал свои восхождения. Реликты исчезнувших представлений о поездке шамана в иной мир на чудесном коне сохранились в преданиях и обрядах. Очевидно посох, которым пользовался казахский шаман, представлял собой модель космического дерева, дававшего ему возможность вступать в контакт с представителями других миров.(Мустафина Р. М.Представления,культы, обряды… С. 131-133; Каскабасов С. Колыбель искусства. Алма-Ата,1992, с. 59.)
Реликты древних доисламских традиций играли значительную роль в жизни казахского общества. Так же, как и у многих других народов, у казахов с глубокой древности широко использовались амулеты (обереги) «тумар» в надежде оградить себя от всевозможных жизненных бед: сглаза, наговора и т. д. Важную роль в жизни казахов играли народные лекари — балгеры — сыныкшы (костоправы), тамыршы (лекари, определяющие болезни по пульсу) и многие другие.
Домусульманские религиозные традиции играли важную роль в семейном быту — обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом семьи (свадьбой, рождением, смертью). Свадебная обрядность у казахов на всех ее этапах сохраняла древние домусульманские черты. Важную роль в ней играла религиозно-магическая практика, тесно связанная с культом плодородия и культом предков и направленная на осуществление главного предназначения брака — продолжение рода.
По-прежнему наиболее сильно сохранялась связь с древним традиционным порядком обрядовых церемоний в поминально-погребальной обрядности. Похоронно-поминальная обрядность пронизана анимистическими воззрениями. Казахи считали, что существует три вида души. Один из видов души — дух рухи жан — после смерти тела до года жил среди живых в «заместителях» умершего — тул. Душу умершего кормили, оплакивали. Через год устраивали прощальные обряды и провожали покойника в «мир мертвых».
Смысл обрядов — кормление души умершего, обеспечение покойника всем необходимым в другом мире и, наконец, проводы его в иной мир. Через год установленную в юрте найзу (копье) переламывали, а обломок устанавливали на могиле умершего. По копью душа восходила на небо. Этот обряд связан с кругом представлений о древе жизни, «универсальной концепцией», которая в течение длительного времени определяла модель мира человеческих коллективов старого и нового света (Топоров В.Н. О структуре некоторых архаичных текстов, соотносимых с концепцией). В домусульманских традициях у казахов важную роль играл культ огня. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Огонь в очаге большого (родительского) дома называли от ана огонь-мать. Невеста, вступая в новую семью, должна, входя в юрту отца, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовку, разжигали костры и прогоняли между ними скот и кочевой караван, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Возвращаясь на зимовку, также окуривали ее огнем и дымом. Огонь играл решающую роль и в целительных обрядах.