Следующий этап истории исламизации связан с утверждением российского влияния в степи в XVII-XVIII вв. повлекшего за собой утрату политических прерогатив ханами и султанами, традиционно покровительствовавшим суфийским авторитетам – ишанам, что снизило роль прежде столь популярных среди кочевников суфийских братств.
Отношение русского правительства к исламу в разные исторические периоды было различно. Изначально русское правительство при покорении новых земель на Азиатском материке (XVI-XVII вв.) не покровительствовало исламу, но и не прибегало к прямому насилию над совестью своих азиатских подданных-мусульман и страхом их к крещению не приводило. Правда, затем правительство стало совершать гонения на ислам. Века. Особенно ожесточенные гонения на ислам были в Российской империи в 40-х годах XVIII в., когда именным указом предписывалось распространять среди мусульман христианство, освобождать новокрещенных от податей и рекрутчины, возлагая то и другое на не крещенных, когда сенатским указом в бассейне Волги и Камы уничтожались мечети.
В степях Казахстана ислам был религией народа только по имени долгое время. Среди основной массы XVIII века казахов даже еще во второй половине требования ислама (т.е. пять основ ислама:
- исповедание единого Бога, Аллаха, и его посланника, Мухаммада;
- пятикратная молитва;
- пост в месяце рамазан;
- уплата налога в пользу бедных;
- паломничество в Мекку, к Каабе — главной святыне всех мусульман),
были мало известны, религиозные обряды выполнялись далеко не всеми; зато пережитки домусульманских верований были весьма сильны. Другими словами, несмотря на официальный переход к магометанству, в жизни казахов ислам имел номинальное значение и на государственное устройство и общественный быт народа не оказывал почти никакого влияния.
Поэтому с этой стороны не оказалось достаточных идейных и организационных условий для развития религиозных форм массового протеста против “иноверцев”. Все это, соединившись с расплывчатостью исламского самосознания казахов, не способствовало зарождению религиозной реакции со стороны степи на вызов Запада (в лице России), аналогичной той, что имела место в мусульманских регионах, подпавших под власть европейских стран.
Но поскольку религиозные гонения вызывали восстания «восточных иноверцев», а насаждение среди них христианства давало ничтожные результаты, то правительство во второй половине XVIII века изменило свое отношение к исламу. Теперь русское правительство сознательно стало содействовать распространению ислама и укреплению его позиций в своих азиатских владениях. Специальным указом царское правительство предписало строить мечети; в частности, в 1755 году было разрешено основание недалеко от Оренбурга так называемого Сеитовского посада с великолепной мечетью, который вместе со своей религиозной колонией в Стерлибаше, в Уфимской губернии, стал новым центром мусульманской науки на границе с Казахской степью. Отсюда, с ведома российских властей, посылались в Казахские степи мусульманские проповедники для насаждения ислама и муллы для организации мусульманских школ и обучения детей (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
Таким образом, отныне мусульманская культура и ислам распространяется в Казахстане не только с юга, как это было первоначально, но и с севера. Это обстоятельство в конечном счете привело к тому, что ислам стал господствующей религией во всех регионах Казахстана.
Но поскольку религиозные гонения вызывали восстания «восточных иноверцев», а насаждение среди них христианства давало ничтожные результаты, то правительство во второй половине XVIII века изменило свое отношение к исламу. Теперь русское правительство сознательно стало содействовать распространению ислама и укреплению его позиций в своих азиатских владениях. Специальным указом царское правительство предписало строить мечети; в частности, в 1755 году было разрешено основание недалеко от Оренбурга так называемого Сеитовского посада с великолепной мечетью, который вместе со своей религиозной колонией в Стерлибаше, в Уфимской губернии, стал новым центром мусульманской науки на границе с Казахской степью. Отсюда, с ведома российских властей, посылались в Казахские степи мусульманские проповедники для насаждения ислама и муллы для организации мусульманских школ и обучения детей (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
Таким образом, отныне мусульманская культура и ислам распространяется в Казахстане не только с юга, как это было первоначально, но и с севера. Это обстоятельство в конечном счете привело к тому, что ислам стал господствующей религией во всех регионах Казахстана.
Но поскольку религиозные гонения вызывали восстания «восточных иноверцев», а насаждение среди них христианства давало ничтожные результаты, то правительство во второй половине XVIII века изменило свое отношение к исламу. Теперь русское правительство сознательно стало содействовать распространению ислама и укреплению его позиций в своих азиатских владениях. Специальным указом царское правительство предписало строить мечети; в частности, в 1755 году было разрешено основание недалеко от Оренбурга так называемого Сеитовского посада с великолепной мечетью, который вместе со своей религиозной колонией в Стерлибаше, в Уфимской губернии, стал новым центром мусульманской науки на границе с Казахской степью. Отсюда, с ведома российских властей, посылались в Казахские степи мусульманские проповедники для насаждения ислама и муллы для организации мусульманских школ и обучения детей (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
Таким образом, отныне мусульманская культура и ислам распространяется в Казахстане не только с юга, как это было первоначально, но и с севера. Это обстоятельство в конечном счете привело к тому, что ислам стал господствующей религией во всех регионах Казахстана.
Американский географ Шулер, в своей книге “Туркестан” (1876 г.) отмечал, что “хотя киргизы считаются мусульманами, мало кто из них имеет установленные религиозные принципы. Они редко молятся и их вера смешана со многими сверхъестественными представлениями, исходящими из язычества и шаманизма.
Сходная оценка религиозной принадлежности казахов середины XIX в. дается российским исследователем Левшиным, в его известном труде “Описание киргиз-кайсачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей”. Он пишет о том, что на вопрос о религиозной принадлежности, казахи чаще всего дают ответ: “Не знаю”. Это дает повод автору задаться вопросом: “трудно решить, что такое киргизы (казахи-А.С.) – магометане, манихеяне или язычники?” Он отмечает, что казахи смешивают ислам и древние политеистические культы, не соблюдают пост, не молятся и только благодаря среднеазиатским и татарским муллам, находящимся в услужении у казахской знати, “исламизм” не угасает (Левшин А. Описание киргиз-казачьих и киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы. “Санат”. 1996. с.367-371).