X

Внедрения мусульманства в Золотой Орде.

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили по­литическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этни­ческую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Централь­ной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

В истории внедрения мусульманства в Золотой Орде четко выделяются три этапа: период правления хана Берке, период правления хана Узбека и период правления эмира Едыге  (См. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле рукописи / Пер. с тюрк., исслед. и  текстовые примеч. В. П. Юдина. Коммент. и указат. М. X. Абусеитовой. Алма-Ата, 1992. Моррис Венден — 95 тезисов о праведности по вере.)

Важное значение имеют сведения автора сочинения Утемиша-хаджи о времени распространения ислама на терри­тории Золотой Орды. По свидетельству автора «Чингиз-наме», население Дешт-и Кыпчака было обращено в ислам во времена правления Берке-хана (652/1255—664/1266). «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану — пишет он, — то большую часть неверных он обратил в ислам…». Берке-хан способствовал возведению мечетей и медресе. Он окружил себя теологами, учеными-богословами. Правда, как отмечает далее автор сочинения, «после него [же] оно (племя — Р. М.) обратилось опять в племя отступников и стало неверным» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С.99, 107). Это свидетельствует о прерывистом, дискретном характере процесса исламизации кочевников Дешт-и Кыпчака.

Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, посколь­ку новая религия способствовала усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации. Т. 2, М., 2002. С. 16-24. De Weese, Devin. Islamization and Native Religion in the Horde. — Pennsylvania, 1994).значение: он способствовал установлению культурных и эко­номических связей между обоими государствами   (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 163)

Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне изблизкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию   династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды.( Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

Как видим, новая волна приобщения кочевников к исламу наблюдается в первой половине XIV в. во времена Узбек-хана (1312-1340).  Царствование Узбек-хана (1313-1341 гг.) стало особым периодом для распространения и укрепления ислама в Золотой Орде. При нем ислам был объявлен официальной религией государства потомков Джучи.

В рассказах, основанных на преданиях, нашла отражение борьба ислама с древними культами кочевников. В рассказе о принятии ислама Узбек-ханом отмечается, что одно только присутствие рядом с ним мусульманина обрек­ло на неудачу чудотворную силу приближенных ему языческих колдунов. Для подтверждения чудесной неуязвимости мусульманина одному из язы­ческих, колдунов и святому Баба-Тукласу (Баба-Тукты-Шашты-Азиз — Р. М.) было предложено войти в раскаленную печь (танур). Неверного колду­на пламя поглотило тотчас, а Баба-Туклас будто бы невредимым вышел из танура. Как увидели все это люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и «стали [все] мусульманами» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С. 105 -107).

Однако как бы ни были велики успехи ислама при Узбек-хане, они не выходили за пределы городской жизни и властной элиты Джучиева Улуса. Кочевая степь — Дешт-и-Кыпчак — в XIY веке в целом оставалась очень поверхностно затронутой мусульманством, и жители степи в массе своей оставались еще во власти старых шаманистских воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения (Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

В связи с принятием династией Джучидов мусульманского учения во второй четверти XIV века и в государстве Чагатаидов ислам также был объявлен государственной религией. Таким образом, уже в XIV в. ислам был объяв­лен государственной религией на всем пространстве, завоеванном монгола­ми, — от Южной Руси до границ собственно Монголии и Китая.

Поделитесь информацией с друзьями
Вики: