СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Культура, как и всякое другое общественное явление, имеет свои специфические законы развития. Знание этих законов дает людям могучую силу в их борьбе за общественный прогресс.

В ходе развития человечества понятие культура претерпело значительную эволюцию, став многогранным, охватывающим совокупность достижений человечества во всех сферах материальной и духовной жизни.

Общественно-политическая сущность культуры и ее значение в поступательном движении человечества впервые научно объяснены классиками марксизма-ленинизма. На основе материалистического понимания истории они правильно определили роль и место культуры в общественной жизни. Они доказали неразрывную связь между условиями материальной и духовной жизни общества, недопустимость рассмотрения духовной жизни общества в отрыве от его способа производства материальных благ, экономического строя, от которого зависит развитие всей духовной жизни. «Весь дух марксизма, вся его система,— писал В. И. Ленин,— требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории». Разумеется, только такой исторический подход, только такой научный метод рассмотрения явлений и событий общественной жизни может привести к правильному пониманию и решению всех вопросов развития общества, в том числе развития культуры.

Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в результате общественно-исторической трудовой деятельности всего человечества. Культура, как и все другие виды общественного богатства, создана трудом человека. Следовательно, учит марксизм-ленинизм, настоящим творцом культуры, как и всей истории, является народ; труд и гений народа воплощены в достижениях материальной и духовной культуры, науки и техники.

«Люди являются производителями своих представлений, идей и т. д.,— писали Маркс и Энгельс,— но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и — соответствующим этому развитию — общением, вплоть до его отдаленнейших форм. Сознание [das Bewustsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewuste Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни…».

О роли народа в создании и развитии культуры интересную по форме и оригинальную по содержанию мысль высказал великий русский писатель М. Горький: «Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры».

Материалистическое понимание сущности культуры подтверждает правильность той мысли, что истоки и историю развития культуры невозможно объяснить в отрыве от трудовой деятельности людей. Вместе с тем нельзя не отметить и того обстоятельства, что культура в развитии общества, в жизни людей всегда выполняет активную роль: либо революционную, либо реакционную. Зависит же это от того, при каком общественном строе и в руках каких общественных сил она находится. Жизнь полностью подтвердила правильность известного марксистского положения: с приходом буржуазии к власти в науке речь идет уже не о том, правильна или неправильна та или иная теорема, а о том, полезна она для капитала или нет, удобна или неудобна, бескорыстные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой.

Совершенно иную, подлинно революционную, преобразующую роль играет культура в социалистическом обществе. После победы Октябрьской революции, в процессе преобразования социально-экономических отношений в обществе, становления и развития нового, социалистического способа производства культура нашей страны в корне изменила свой характер, приобрела совершенно новые качества. Конечно, она создавалась на новой основе не сразу и не на пустом месте. В своем развитии она критически перерабатывала и усваивала все лучшее, что было создано человечеством на протяжении всей его истории. Наша партия и государство в своей деятельности по развитию социалистической культуры неуклонно руководствовались указаниями классиков марксизма-ленинизма об исторической преемственности культуры, умелом использовании наследия прошлого.

«Без ясного понимания того,— писал В. И. Ленин,— что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало…».

Вооруженные марксистско-ленинским учением, народы нашей страны под руководством Коммунистической партии, устанавливая Советскую власть, одновременно приступали к созданию своей культуры. Во главе этого дела встал рабочий класс — ведущая сила нового, социалистического общества. Пример здесь показали рабочие Петрограда, которые в первые же дни Октябрьской революции выступили с воззванием, содержавшим вещие слова:

«Вопросы культуры и просвещения являются вопросами жгучими и самыми животрепещущими, дорогими нам и стоящими к пролетариям ближе, чем к кому-либо другому… Товарищи, не упускайте случая почерпнуть научные знания. Не теряйте бесплодно ни одного часа. Каждый час нам, пролетариям, дорог. Нам надо не только догнать, но и перегнать борющиеся с нами классы. Таково веление жизни, таков ее указующий перст. Мы теперь хозяева жизни и потому должны быть во всеоружии знаний — оживить, вдохнуть душу живую в хозяйство страны может только организованный, обладающий знаниями народ. Могучим взмахом революции оковы сброшены, и открылся свободный путь к знанию — теперь каждый имеет полную возможность приобщаться к тем знаниям, которые добыты тысячелетней историей человечества».

Это — одно из ярких выражений \’чаяний людей труда, веками тянувшихся к культуре, к знанию. Коммунистическая партия и Советское государство дали простор этому стремлению, приняли все меры для всестороннего развития культуры в стране с тем, чтобы ее завоевания как можно скорее стали достоянием народа. Освобожденные от социального и национального гнета, трудящиеся массы теперь убедились, что им будут принадлежать все духовные богатства, выработанные человечеством.

«…Нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас,— писал В. И. Ленин,— нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас; нигде, ни в одной стране, государственная власть не находится в руках рабочего класса, который в массе своей прекрасно понимает недостатки своей, не скажу культурности, а скажу грамотности; нигде он не готов приносить и не приносит таких жертв для улучшения своего положения в этом отношении, как у нас».

Ясные и благородные цели культуры в условиях социалистического строя, стремление масс к овладению ее достижениями, ее роль в общественном развитии — все это само по себе объективно создавало необходимые предпосылки для последовательного решения актуальных проблем культурного строительства.

Приобщение к культуре, перевоспитание людей, выросших в условиях эксплуататорского общества,— исключительно сложный, требующий длительного времени и огромных усилий процесс. В. И. Ленин не раз отмечал, что эта задача не может быть решена так быстро, как решались задачи политические и военные, что тут нужны более длительные сроки, большее упорство, настойчивость и систематичность. Для всестороннего духовного прогресса всех народов страны необходима была целая историческая полоса — полоса культурной революции. Необходимость ее вытекала из того, что наше социалистическое общество, созданное на развалинах старых общественно-экожшических формаций, получало от них не «чистеньких», социалистических воспитанных людей, а, наоборот, культурно отсталых, пропитанных суевериями и предрассудками, старыми привычками и традициями.

Первая и главнейшая задача культурной революции состояла в достижении грамотности всего населения. Одновременно надо было решать и другие, тоже невероятно сложные задачи. Культурная революция — это составная часть ленинского плана построения социализма в нашей стране. Раскрывая ее суть, М. И. Калинин писал:

«Культурная революция означает коренное изменение технических, хозяйственных, бытовых, идеологических и т. п. условий жизни и всех методов работы. Это — такое изменение, которое совершенно перерабатывает, полностью преодолевает и неизмеримо превышает самый высокий уровень буржуазной культуры, вследствие чего должен сложиться новый тип человека — коллективиста».

Следовательно, в условиях социалистического строя глубокие и коренные преобразования духовной жизни состояли не только в повышении культуры вообще, но и в политическом просвещении всего народа, уничтожении всех следов идеологического влияния буржуазии, воспитании всех трудящихся в коммунистическом духе, преодолении предрассудков и старых привычек, в организации культурного строительства без эксплуататоров и против эксплуататоров, в широком привлечении трудящихся к строительству новой, социалистической культуры.

В Казахстане практическое решение вопросов культурной революции началось с коренной перестройки всей системы народного просвещения, с организации школы на совершенно новой основе. Необходимость этого объяснялась тем, что Казахстан, как и многие другие национальные окраины царской России, по грамотности населения, по уровню школьного образования занимал одно из последних мест. Отсюда первоочередной задачей явилась организация подлинно народной школы, способной помочь делу образования трудящихся масс, воспитания их активными строителями нового общества. Советские органы республики в своей деятельности исходили здесь из разъяснений первого народного комиссара просвещения Советской страны А. В. Луначарского, который сразу же после революции писал:

«Вся истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России».

Именно в этом состояла суть политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования. Началась культурная революция с налаживания школьного дела, так как школа — основной очаг культуры.

Конечно, создать большую и стройную школьную сеть в Казахстане удалось не сразу. Это было связано с его прошлым, с его отсталостью. Достаточно отметить хотя бы то, что здесь за очень редким исключением не было специальных школьных помещений, не существовало учебных пособий, крайне мало было педагогических кадров. Дело народного образования осложнялось еще тем, что значительная часть казахского населения вела кочевой образ жизни.

Партийные и советские органы, опираясь на поддержку самих трудящихся, сумели заложить основы советской школы в казахской степи. Впервые масса детей села за парты школ нового, социалистического строя. В 1920/21 учебном году в крае действовало 2500 общеобразовательных школ, в которых обучалось примерно 20% детей школьного возраста. Для того времени это было крупным социальным завоеванием.

Вместе с развитием школьной сети готовились кадры учителей из лучшей части казахской демократической интеллигенции. Такие ее представители, как С. Кубеев, С. Торайгыров, С. Донентаев, М. Сералин и многие другие отдали немало сил делу просвещения в первые годы Советской власти. Делу этому помогли и представители передовой русской интеллигенции. Они работали учителями в школах, были бойцами всего культурного фронта.

Одним из важных средств в борьбе за строительство новой жизни является печать. С установлением Советской власти в крае особое внимание обращалось на выпуск книг для народа. В развертывании этой работы исключительно большую роль сыграл «Декрет о печати», подписанный В. И. Лениным (ноябрь 1917 г.). Он дал возможность, во-первых, закрыть буржуазную печать, которая разнузданно клеветала на Советскую власть, на Коммунистическую партию, отравляла умы людей, вносила смуту в сознание масс; во-вторых, заложить основы подлинно народной, советской прессы, создать новую периодическую печать, отражавшую изменения, происходившие в стране после Октябрьской революции. В конце 1917 — начале 1918 г. был налажен выпуск советских газет во всех основных уездных и областных городах Казахстана. Именно к этому времени относится начало издания газет Советов рабочих и солдатских депутатов в Актюбинске и Оренбурге, Петропавловске и Семипалатинске. Весной 1918 г. стали выходить советские газеты и в других городах края. К их числу относятся «Голос Алтая» (в Усть-Каменогорске), «Заря свободы» (в Верном), «Яицкая правда» (в Уральске) и другие. А через год, когда был создан Революционный Комитет по управлению Казахским краем, появились новые печатные органы на казахском языке: «Ушкын» (ныне «Социа-листик Казахстан»), «Бостандык туы» (в Петропавловске), «Казак тили» (в Семипалатинске), «Кзыл Ту» (в Уральске) и др.

Число советских газет из года в год увеличивалось. На их страницах впервые объективно освещались все стороны новой жизни широких масс трудящихся, различные вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства на местах, широко показывались подвиги трудящихся Казахстана как на фронтах гражданской войны, так и в тылу, в защите завоеваний Октябрьской революции.

В это же время партийная организация республики приступила к организации издательского дела. Прежде всего она наладила печатание учебных пособий и учебников на казахском языке для школ, произведений первых казахских советских писателей С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Джансугурова, С. Муканова, М. Ауэзова и др. С начала 20-х годов систематически переводились и издавались произведения В. И. Ленина. Это было выдающимся событием в культурной жизни казахского народа, который получил таким образом возможность читать на родном языке политическую, художественную, учебно-педагогическую литературу. Отсюда началось непрерывное и стремительное повышение его культурного уровня, способствовавшее еще большему росту трудовой и политической активности. В 1920 г. в Оренбурге, бывшей столице Казахстана, возникла первая научная ячейка (тогда она называлась «Академическим центром»). Вокруг нее собирались лучшие силы в ту пору еще малочисленной интеллигенции, приступившие к первым исследовательским работам по некоторым проблемам казахского языка, казахской литературы, истории Казахстана и т. д.

Таковы были первые шаги развития казахской культуры в Казахстане.

Дальнейшее развитие культурной революции здесь, как и во всех братских республиках Советской страны, происходило в период до конца 30-х годов. Существенно возросли темпы и расширился размах культурного строительства, положительно решались многие сложные проблемы.

Главными задачами теперь были более широкая борьба с неграмотностью, всеобщее повышение культурного уровня трудящихся, усиленное развитие общеобразовательной школы, подготовка и воспитание в массовом порядке кадров культурного фронта. Конечно, ждали своего решения и многие другие актуальные проблемы.

Решая эти задачи, партийные и советские организации республики исходили из ленинского указания о том, что неграмотный человек стоит вне политики, что его обязательно надо научить азбуке, что без этого не может быть политики, а есть только слухи, предрассудки и т. п. Далее В. И. Ленин напоминал, что на одной азбучной грамотности далеко не уедешь, что нашему обществу нужно громадное повышение культуры, что без кардинального решения этой проблемы невозможно по-настоящему развернуть фронт социалистического строительства.

Вся общественность республики с возросшей энергией взялась за ликвидацию неграмотности среди населения. В 1923 г. повсеместно началось создание ячеек и отделений общества «Долой неграмотность» (ОДН). А в середине 20-х годов оно насчитывало 77 800 членов, 882 ячейки, 12 губернских и 23 уездных отделения. В деятельности этого общества участвовали почти все работники просвещения, наиболее грамотные коммунисты и комсомольцы, работники общественных организаций. Два раза в год — летом и зимой — регулярно проводились «культпоходы» в аулы и деревни. Был выдвинут и проводился в жизнь лозунг «Каждый грамотный должен за год научить читать и писать не менее одного человека».

Усилия партии и правительства давали хорошие результаты. В 30-х годах грамотность среди казахского населения достигла примерно 40% против 2% в дореволюционный период, среди русского и украинского населения она поднялась до 64%. Тысячи деятелей культуры, учителей, коммунистов и комсомольцев снискали у народа любовь и уважение, заслужили благодарность государственных и общественных организаций республики.

В середине 20-х годов Коммунистическая партия и Советское государство приняли ряд важных мер по дальнейшему развитию советской школы, искусства, литературы, издательского дела и т. д. Так, в 1927 г. сессия ЦИК СССР специально обсудила вопрос «Об итогах культурного строительства Союза ССР за десять лет». В ее постановлении с большим удовлетворением отмечалось: «Десять лет прошло с того момента, когда совершилась Великая Октябрьская революция, раскрепостившая рабочий класс и крестьянство от гнета царизма и капитализма и создавшая условия для социалистической организации хозяйства. Эта великая революция произвела также громадный сдвиг и в области культуры и просвещения широких народных масс… Рабочий класс, став у власти в нашей стране, доказал, что он выполняет роль действительного носителя человеческого прогресса. Пробивая себе путь ко всем достижениям культуры и знания, пролетариат вместе с тем самым тщательным образом заботится о развитии и просвещении всех трудящихся и всех национальностей Союза ССР. Гигантская культурная революция, совершающаяся под знаком Октября, будет доведена до конца, потому что она опирается на активность и творчество миллионов трудящихся города и деревни».

Поддерживаемая всем народом, культурная революция в начале 30-х годов поднялась на новую ступень. Вводился закон о всеобщем обязательном обучении детей 8—11-летнего возраста. Это означало новую, поистине историческую победу, дальнейшее углубление культурной революции. Создавались решающие предпосылки для повышения культурно-технического уровня народа в целом. Быстро росло как количество общеобразовательных школ, так и число учащихся.

На рубеже 20—30-х годов весьма заметное развитие получили высшее образование, наука, художественная литература, искусство, печать, культурно-просветительные учреждения. Они служили интересам строительства социалистического общества. В Казахстане открылись педагогический, зооветеринарный, сельскохозяйственный, медицинский и другие институты, несколько десятков средних специальных учебных заведений, в которых обучалось свыше десяти тысяч юношей и девушек.

В это же время сложились основы профессиональной казахской художественной литературы и искусства. Возникли совершенно новые жанры литературы. Один за другим открывались театры — казахские и русские (первый казахский театр был открыт в 1926 г.).

В 30-х годах продолжала расширяться сеть периодической печати. В республике выходило уже 120 газет и 8 журналов на казахском, русском, узбекском, уйгурском языках. Значительно вырос их тираж. Увеличивалось издание книг. Видное место среди них занимали произведения классиков марксизма-ленинизма на казахском языке.

В период второй и третьей пятилеток культурная революция приняла небывало широкий размах. Этому способствовали решающие успехи социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, победа социализма по всему фронту. Перед культурной революцией ставились уже более сложные задачи: повышение профессионально-технического уровня тружеников промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства, ускорение темпов развития высшего образования и науки, литературы и искусства.

Трудящиеся Казахстана под руководством Коммунистической партии успешно выполняли эти задачи. Об этом красноречиво говорят следующие данные. К началу 1940 г. грамотность среди взрослого населения достигла 98%, т. е. Казахстан стал республикой сплошной грамотности. За 1930—1940 гг., т. е. в течение десяти лет, количество общеобразовательных школ выросло на 153, число учащихся в них — на 320, учителей — на 406%. Численность студентов высших учебных заведений возросла в десять раз. Разительные успехи были одержаны и в других отраслях культуры. Количество научных учреждений в республике достигло 40, в них трудилось свыше 1700 научных работников.

Таким образом, ленинские идеи культурной революции в своей основе были претворены в жизнь и в Казахстане. Но предстояло решить немало новых задач в области культурного строительства. Они последовательно, шаг за шагом решались в период строительства развитого социалистического общества, продолжавшегося до начала 60-х годов. С вступлением страны в период развитого социализма начался завершающий этап культурной революции.

В итоге всего этого в Казахстане, как и во всех национальных республиках и областях, сложилась социалистическая по содержанию и национальная по форме культура. Она явилась одним из выдающихся результатов выполнения ленинского плана построения социалистического общества, ярким выражением победы социализма.

В Программе КПСС записано: «В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры».

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *