Подпишитесь на наши новости:
Навигация сайта
Школьные предметы
•   Информационная поддержка школьников, студентов и преподавателей » ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ КАЗАХСТАНА » ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАБОЧЕГО КЛАССА СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА
ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАБОЧЕГО КЛАССА СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА
поделись ссылкой
Страница 1 из 3 | Следующая страница

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАБОЧЕГО КЛАССА СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА

XXV и XXVI съезды КПСС призвали обществоведов к углубленной разработке основных проблем строительства коммунизма, в том числе истории его главной движущей силы — рабочего класса, в котором происходят разительные перемены, все усиливается его роль как «социального разума и социального сердца» в интенсивном интеграционном процессе развития социальной однородности на этапе зрелого социализма. В. И. Ленин указывал, что «для сознательных рабочих нет важнее задачи, как задача познать движение своего класса, его сущность, его цели и задачи, его условия и практические формы».

Чрезвычайно большое значение имеет историографическое обобщение истории советского рабочего класса. В этом плане сделано уже немало. Обстоятельно рассмотрены методология и историография рабочего класса как ведущей силы советского общества, предложена методика исследования истории рабочего класса, в частности изменений в его численном составе, оценена историография его национальных отрядов, в том числе в Советском Казахстане. Итоги изучения истории рабочего класса Советского Казахстана подведены в статьях А. Н. Нусупбекова, Б. Н. Абишевой, М. X. Асылбекова, Е. В. Заплавной, М. Уалиева.

История рабочего класса Советского Казахстана нашла отражение в обобщающих трудах по истории Казахской ССР и Компартии Казахстана. Обширный материал о рабочем классе содержится в исследованиях, посвященных истории народного хозяйства республики, отдельных отраслей промышленности, истории фабрик и заводов.

Освоение ленинского теоретического наследия в исторической науке, ленинские приемы изучения источников обусловили появление исследований, посвященных вопросам «В. И. Ленин и историческая наука», «В. И. Ленин — основоположник советской исторической науки» а также историографии рабочего класса СССР. Значение ленинских идей, ленинской методологии для казахстанской историографии как составной части советской исторической науки, для исследования коренных проблем истории казахского народа раскрываются в работе «В. И. Ленин и проблемы казахстанской историографии». Сюжет «В. И. Ленин и проблемы формирования советского рабочего класса в республике» пока стал темой отдельных статей. Их авторы отмечают значимость указаний В. И. Ленина о помощи рабочего класса народам, отстававшим в своем развитии, о роли рабочего класса в переходе народов национальных окраин к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Отмечая, что «большинство народов Востока являются типичными представителями трудовой массы,— не рабочими, прошедшими школу капиталистических фабрик и заводов, а типичными представителями трудящейся, эксплуатируемой массы крестьян, которые страдают от средневекового гнета», В. И. Ленин указывал, что только руководство и помощь рабочего класса обеспечат широкой массе трудящихся национальных окраин возможность перейти к строительству нового, социалистического строя. «Не может быть никаких споров о том, что пролетариат передовых стран может и должен помочь отсталым трудящимся массам' и что развитие отсталых стран может выйти из своей нынешней стадии, когда победоносный пролетариат советских республик протянет руку этим массам и сможет оказать им поддержку». И далее: «С    помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития».

Русский пролетариат, русский народ оказали неоценимую помощь народам бывших отсталых окраин. «С первых лет Советской власти наша экономическая и социальная политика строилась так, чтобы как можно быстрее поднять бывшие национальные окраины России до уровня развития ее центра. И эта задача была успешно решена. Важнейшую роль здесь сыграли тесное сотрудничество всех наций страны и прежде всего бескорыстная помощь русского народа». Об этой стороне деятельности русского рабочего класса член Политбюро | ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев пишет: «Сегодня мы с теплотой и благодарностью вспоминаем о том, как трудящиеся Москвы и Ленинграда шефствовали над многими промышленными новостройками республики, нефтяники Баку и Грозного участвовали в освоении Урало-Эмбенского нефтеносного района, шахтеры Донбасса — в создании третьей угольной кочегарки страны, как со всех концов Советского Союза поступало оборудование для казахстанских новостроек, ехали рабочие, специалисты, ученые.

Яркими звездами братской дружбы зажглись на экономической карте республики новые крупные промышленные регионы, возникшие там, где прежде были необжитые степи».

Историография Советского Казахстана располагает книгами, статьями о шефской помощи братских народов СССР индустрии Казахстана, о торжестве ленинских идей пролетарского интернационализма. Дружбе и братской взаимопомощи рабочего класса страны, созданию и росту кадров рабочего класса в Казахстане, особенно в начальный период социалистического строительства, посвящены книги «Плоды великого содружества», «Дружбой великой сильны». Четко и доказательно освещается помощь индустриальных центров страны в подготовке кадров квалифицированных рабочих как в центре, так и на месте, в Казахстане.

В условиях победы социализма, особенно развитого социализма, тема дружбы и братской взаимопомощи получила дальнейшее развитие, значительно расширилась за счет показа интернациональных связей Казахской ССР с различными экономическими районами страны, укрепления сотрудничества между народами. Сотрудничество принимало более глубокий характер по мере складывания единого народнохозяйственного комплекса страны. Развитие экономики Казахстана как части единого народнохозяйственного комплекса оказывает все большее влияние на возрастание роли рабочего класса, на изменения в его составе.

В Казахстане и в других союзных республиках появились труды, освещающие основные направления и результаты братской взаимопомощи советских народов, в частности казахского, киргизского и узбекского, итоги социалистического соревнования между коллективами предприятий братских республик.

Сравнительно большой материал по проблеме можно найти в книгах и статьях, посвященных истории рабочего класса Советского Казахстана. Тема эта постоянно привлекает внимание исследователей. Однако пока еще нет специальной книги, посвященной помощи русского рабочего класса, других индустриальных центров Казахстану. Уходящая своими корнями в годы первых пятилеток дружба шахтеров Донбасса и Караганды, нефтяников Баку, Майкопа и Эмбанефти, помощь рабочих Москвы, Ленинграда и других индустриальных центров в создании национальных кадров рабочего класса Советского Казахстана, традиционное социалистическое соревнование рабочих братских республик, вклад казахских рабочих в создание Магнитогорска, Кузбасса и многие другие вопросы могут послужить темой монографических исследований.

Еще в 20—30-х гг. предпринимались попытки отразить процесс формирования местных кадров рабочих. В 1930 г. вышла работа Т. Джумабаева и Ш. Шафиро «Формирование казахского пролетариата». На основе данных заводской статистики и обследования 1928 г. авторы пытались дать представление о количественных и качественных изменениях в составе рабочих. При этом подчеркивалась «активная помощь и заинтересованность русских рабочих» в формировании национальных кадров рабочих, а также то, что включение рабочего-ка-заха в промышленное производство сопровождалось «сложными личными переживаниями и коренными изменениями в быту». В книге правильно оценена руководящая роль рабочих среди всего населения края.

В 1937 г. Казстатуправление опубликовало работу о кадрах народного хозяйства республики. На данных статистики в «ей впервые дано обобщенное представление о количественных и качественных изменениях в составе кадров народного хозяйства, в том числе рабочего класса, его отраслевом перераспределении, профессиональном и квалификационном составе.

Материалы книги широко используются исследователями и сегодня. И все же к отдельным количественным показателям работы следует относиться критически, ибо в них имеются неточности. Авторы приводят данные о повышении квалификации рабочих крупной промышленности за 1932 и 1937 гг., но не оговаривают, что эти данные не охватывают всю крупную промышленность. Так, за 1932 г. приведено квалификационное состояние лишь 56,5 тыс. рабочих крупной промышленности, тогда как в крупной промышленности в том году насчитывалось 78,7 тыс. рабочих. Так же обстоит дело с данными за 1937 г.: в крупной промышленности насчитывалось 145,7 тыс. рабочих, а в статье речь идет о 58,4 тыс. рабочих. Об этом следует сказать и потому, что эти неточные данные прочна вошли в научный обиход и считаются достоверными.

До середины 60-х гг. в центре изучения истории рабочего класса республики находилась в основном его творческая активность, участие в социалистическом соревновании. Предпринималась попытка создания обобщающего труда по истории советского рабочего класса Казахстана за все годы Советской власти. Авторы книги «Славный путь рабочего класса Казахстана», написанной в популярной форме, используя в основном уже опубликованные материалы, акцентировали внимание на героических подвигах рабочего класса; многие же коренные проблемы развития самого рабочего класса остались вне их поля зрения. Истории рабочего класса от Октября до середины 60-х гг., особенно периода социалистического строительства в годы довоенных пятилеток, посвящена работа

А. А. Байшина «Октябрь и формирование советского рабочего класса в Казахстане», в которой определился поворот к изучению рабочего класса как объекта истории.

«Биография» рабочего класса более полно стала освещаться со второй половины 60-х гг. Существенный вклад в изучение истории создания кадров рабочего класса в Казахстане, в оценку количественных и качественных изменений в его составе в период строительства социализма внесла монография А. Н. Нусупбекова, где впервые в казахстанской историографии сделана попытка комплексного исследования проблемы. Как отмечает известный историограф рабочего класса И. Е. Ворожейкин, автор книги подводит свое исследование к выводу о том, что формирующийся рабочий класс Советского Казахстана уже в период своего становления сыграл решающую роль в создании материально-технической базы социализма, в осуществлении исторической задачи перехода казахского народа к социализму, минуя капитализм, в консолидации казахского народа в социалистическую нацию.

Как показывают исследования историков, основные стороны процесса формирования и развития рабочего класса республики, как и других братских республик, определяются общими закономерностями формирования и развития рабочего класса СССР, развитием крупной социалистической индустрии. История советского рабочего класса Казахстана в период строительства социализма — это история его формирования и роста в условиях советского строя, история коренных изменений материальных условий его жизни и духовного облика. Рабочий класс Советского Казахстана явился «важнейшим результатом социалистического строительства, результатом воплощения ленинской национальной политики КПСС».


Страница 1 из 3 | Следующая страница


Навигация по статьям
Назад | Оглавление | Вперед
Автор: admin | Просмотров (1624) | Комментариев (0)
Добавить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail: