Гражданское общество и государство

Вспомните:

В чем заключаются особенности различных сфер жизни общества? Какие права и обязанности имеет гражданин?

Подумайте:

Может ли существовать общество без государства? Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

Вы уже знаете, что возникновение государства связано с появлением специальных групп людей, которые осуществляют управление обществом. В наше время этих людей называют государственными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что с возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует отдельно от общества, возвышаясь над ним. Возможно, у вас возникли вопросы: следует ли государственную власть рассматривать как часть общества, или она существует вне общества? Может ли жизнь общества происходить без участия государства? Конечно, если вы обратитесь к характеристике общества в целом, то, вероятно, вспомните, что государство — это важнейший элемент политической сферы жизни общества, а политическая сфера — это одна из областей жизнедеятельности общества, наряду со сферами экономической, социальной, а также сферой духовной культуры. Значит, если мы говорим о человеческом обществе, то в его сложной структуре государство — важный элемент, существенная его часть. А для обозначения обширной части общества, тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, в которых складываются негосударственные отношения и действуют негосударственные организации, используется условное название «гражданское общество» .

Что такое гражданское общество?

Коротко ответить на этот вопрос можно так: это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. Поясним на примерах.

Ситуация.

Окончивший институт Николай М. получил повестку из военного комиссариата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам. Но в дальнейшем, поскольку он не имел законных оснований для освобождения от военной службы, был привлечен к ответственности, и постановлением суда ему было назначено наказание.

Студент Михаил К., не раз с тревогой наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал от сокурсника, что студенты создали общественную организацию, которая активно занялась природоохранительной деятельностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пикетах. Пикетчики требовали от губернатора области принять действенные меры против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

Подумаем, чем различаются эти две ситуации. В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле (по закону) государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

Наконец, в первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром, т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчиненным. Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К.

оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействовал с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке. Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.

Граждане любого государства имеют ряд общих интересов. Например, все они заинтересованы в надежной охране границ своей страны, в защите своих прав и свобод. Эти общие интересы призвано защищать государство. Но у каждого свободного гражданина есть и частные интересы. Поскольку свобода гражданина опирается на его собственность, то его частные интересы во многом связаны с его частной собственностью. Они бесконечно многообразны. Один озабочен обустройством дачного участка, другой — судьбой своего денежного вклада в коммерческом банке, третий — возможностью пополнения своей коллекции марок, четвертый — желанием открыть в своем микрорайоне летнее кафе и т. д.

Факты.

При проведении социологических исследований в 2005 г. на вопрос в анкете «Лично вам приходилось за последний год участвовать в общественной и политической жизни?» 44% отвечавших указали «участие в выборах органов власти различного уровня», 9% опрошенных — «коллективное благоустройство подъездов, детских площадок, окружающих территорий». По 5% отвечавших указали «сбор средств, вещей для людей, попавших в тяжелое положение (теракт, стихийное бедствие, лечение)» и «участие в проведении избирательной кампании (сбор подписей, работа на избирательном участке)», по 3% назвали «участие в митингах, демонстрациях, пикетах» и «участие в деятельности профсоюзных организаций». А «участие в забастовках», «участие в деятельности общественных организаций (правозащитных, благотворительных)» и других видах общественной и политической деятельности назвали по 1—2%.

О чем свидетельствуют приведенные данные?

Каждый из частных интересов легче реализовать, объединившись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, ее охраны и т. п., человек вступает в дачный кооператив. Обеспокоенный судьбой банковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в общество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Человек, желающий открыть кафе, но не располагающий достаточными средствами, ищет партнеров, готовых учредить совместное предприятие, и т. д.

Возможность воздействия гражданского общества на власть создает право на свободу ассоциаций. Слово «ассоциация» происходит от латинского слова association — соединять. Оно означает «объединение лиц или учреждений одного рода деятельности». Любой человек может свободно объединяться с другими людьми на основе общности политических, экономических, культурных или национальных интересов в кружки, группы, союзы, общества, комитеты, движения, политические партии. Все такие объединения являются добровольными, никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию.

Международный пакт о гражданских и политических правах, закрепляя право на свободу ассоциаций, содержит норму, согласно которой пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, что предусматриваются законом. Ограничения могут быть необходимы в интересах безопасности граждан, для защиты прав и свобод других лиц. Конституция нашей страны запрещает создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, а также расовой, национальной, религиозной розни. Такие ограничения являются нормальными для демократического общества.

Обычно различные ассоциации (объединения) делят на формальные и неформальные. Первые отличаются тем, что имеют свой устав, программу или другие документы, излагающие цели объединения, порядок их организации и деятельности. Они регистрируются органами власти. Признак неформальных объединений — отсутствие официальной регистрации органами власти.

В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, взаимопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти общественные объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организациях добровольное. Их члены имеют равные права.

Такие организации обеспечивают не только взаимопомощь своих членов, но и взаимоподдержку в защите интересов перед государством. В тех случаях, когда действия государственных органов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет добиться от государства более благоприятных условий своей жизнедеятельности, общественное объединение защищает интересы группы. Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством. Таким образом, в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения, общественные организации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров ит. д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей, объединения защиты окружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, детские организации, общества ветеранов труда и войны,

спортивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные правозащитные организации, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударственные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

Итак, гражданское общество — это совокупность вне-государственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Мнения.

Современные ученые изучали мнения граждан по вопросу: «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» Наиболее распространенными были такие мнения: «Нужно, чтобы сами граждане активнее принимали участие в общественной и политической жизни, боролись за свои права» (19%); «Нужно, чтобы власть считалась с интересами граждан, шире привлекала их к решению важных общественных проблем» (30%); «Нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды» (44%); «Нужно, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит в стране, и ответственность за это» (17%).

 А как бы вы ответили на затронутый социологический вопрос?

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Местное самоуправление.

В жизни гражданского общества большую роль играет местное самоуправление. Вы знаете, что управление обществом — важная функция государственной власти. Управление предполагает наличие управляющих (государственных органов, должностных лиц, государственных служащих) и управляемых. А при осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управляют общественными делами собственными силами. В масштабах страны это невозможно, а в местах компактного проживания людей, в масштабе отдельного населенного пункта вполне осуществимо. Словосочетание «местное самоуправление» как раз и означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях и на других территориях. Конституция РФ предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Если государство объединяет население всей страны в целостный организм, обеспечивает государственный суверенитет, установленный конституционный строй, то местное самоуправление сводится в основном к обеспечению деятельности населенных пунктов, к обслуживанию повседневных житейских потребностей людей.

Люди, живущие в селе, поселке, городе, нуждаются в том, чтобы надежно работал транспорт, связывающий между собой населенные пункты или районы города; чтобы поддерживали в хорошем состоянии дороги; чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и электричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности, т. е. в собственности местного самоуправления; чтобы были удобно расположены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поликлиники, магазины, прачечные, ремонтные мастерские; чтобы территория населенного пункта была благоустроена, а мусор своевременно убирался. Жители городов и поселков заинтересованы в разумном использовании муниципальной собственности (жилых домов, нежилых помещений, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.), в поддержании общественного порядка на их территории. Все эти и другие подобные интересы определяют те самые вопросы местного значения, решение которых на основе действующего законодательства обеспечивается местным самоуправлением.

Каковы же формы его осуществления? Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Создаются также представительные органы самоуправления — думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в селах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

В Конституции РФ записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.

Суть местного самоуправления — самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Развитие местного самоуправления, как и становление гражданского общества, — существенные признаки движения общества по пути демократии.

Общественная палата.

В начале 2006 г. в нашей стране была создана Общественная палата. В ее деятельности участвуют граждане Российской Федерации, представители общероссийских общественных объединений и представители межрегиональных и региональных общественных объединений.

Документ

Из Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г.:

«Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

  1. привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
  2. выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
  3. проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
  4. осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  5.  выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
  6. оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации».

Появление Общественной палаты и первые результаты ее деятельности были оценены неоднозначно. С одной стороны, отмечалось нежелание государственных чиновников прислушиваться к мнению общественных организаций. С другой стороны, начало ее работы рассматривалось как знак того, что высшая власть настроена на диалог с гражданским обществом и хочет знать мнение неправительственных организаций о ситуации в стране.

Проверьте себя

  1. В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?
  2. Каковы основные признаки гражданского общества?
  3. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?
  4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.
  5. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?
  6. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?
  7. В чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением?
  8. Какие вопросы решает местное самоуправление?
  9. Назовите формы осуществления местного самоуправления.
  10. В чем заключается суть местного самоуправления.

  1. На семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: «Правовое государство возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество». Вторая: «Формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового государства». Выскажите, какая из этих точек зрения вам представляется правильной. Или у вас имеется еще одна, другая точка зрения? Свой ответ аргументируйте.
  2. Вспомним курс истории: 1 января 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно этому документу, в ведении земств находились: заведование земским имуществом, устройство и содержание местных путей сообщения, попечение о развитии местной промышленности и торговли, о народном образовании и здравоохранении, участие в доставке почты по деревням и другие вопросы, а также выборы исполнительных органов земств. Однако губернатор имел право приостанавливать постановления земских учреждений.
    Объясните эти факты с точки зрения положений, изложенных в параграфе.
  3. В Европейской хартии местного самоуправления, подписанной членами Совета Европы, говорится: «…Защита и укрепление местного самоуправления… представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанный на принципах демократии и децентрализации власти». Как вы понимаете это положение? Приведите аргументы, подкрепляющие его.
  4. Подумайте, что нужно сделать в вашем доме (квартале, микрорайоне), чтобы улучшить условия жизни его жителей. Запишите ваши предложения, адресованные домовому (квартальному) комитету, районной управе или иному органу местного самоуправления.

Говорят мудрые

«Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».
Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель

Поделитесь информацией с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *