Подпишитесь на наши новости:
Навигация сайта
Школьные предметы
•   Информационная поддержка школьников, студентов и преподавателей » Биология. Справочные материалы. » ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
поделись ссылкой

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

Образование видов — важный этап эволюции. Оно начинается в популяциях, насыщенных постоянно возникающими мутациями, которые при свободном скрещивании образуют новые генотипы и фенотипы (см. главу «Основы генетики и селекции»). Это ведет к расхождению признаков среди особей данной популяции — дивергенции (55). Исходная популяция образует группу форм, имеющих различную степень отклонений признака. Организмы с измененными признаками способны осваивать новые места обитания, увеличивать свою численность. Наибольшие возможности выжить и оставить плодовитое потомство имеют особи с крайними контрастными отклонениями. Промежуточные формы больше конкурируют и быстрее вымирают. Так в исходной популяции возникают новые группировки, из которых вначале образуются новые популяции, а затем, при последующей дивергенции, новые подвиды и виды. Принцип дивергенции объясняет происхождение многообразия жизненных форм. Аналогичным образом Дарвин объяснял и образование родов, семейств, отрядов и т. д.

Различают два способа видообразования: географическое и экологическое.


Географическое видообразование связано с расширением ареала исходного вида или расчленением его на изолированные части различными естественными преградами (реки, горы и др.). При расширении ареала вида особи популяций встречаются с новыми почвенно-климатическими условиями, с иным животным и растительным миром. В новых необычных условиях будут выживать и оставлять потомство те особи, генотипы которых наиболее соответствуют этим условиям. Это ведет к изменению генофонда, образованию новых популяций, а в дальнейшем к возникновению подвидов и видов.

Изоляция популяций, препятствующая свободному скрещиванию, также приводит к изменению генофонда популяций, а затем и к созданию новых популяций, подвидов и видов. Примером географической изоляции могут служить центры происхождения культурных растений (см. раздел «Селекция»). Отделение этих очагов друг от друга хребтами, пустынями, океанами способствовало их изоляции и автономному формированию в них флоры, что привело к исключительному многообразию в них родственных растений.


Экологическое видообразование связано с заселением новых мест обитания (экологических ниш) в пределах ареала своего вида. При этом небольшие группы одной популяции могут попадать в необычные для них экологические условия в пределах ареала своего вида. Новые условия будут способствовать выявлению и закреплению новых мутаций и изменению направления естественного отбора, что приведет к изменению генофонда, к еще большему обособлению популяций, а затем к образованию новых популяций, подвидов и видов, приспособленных к новым конкретным условиям.

 

Примером этого могут служить пять видов лютиков, сформировавшихся в различных условиях обитания (56):

1) лютик жестколистный — водное растение;

2) лютик-прыщинец растет на влажных почвах;

3) лютик золотистый — по лугам, садам, у дорог;

4) лютик кассубийский (кашубский) — в лесах и парках;

5) лютик ядовитый — в очень сырых местах.

 

Элементарные эволюционные факторы.

Эволюционный процесс, протекающий в популяции, ведущий к изменению генетической структуры популяции и направляемый естественным отбором, называют микроэволюцией. Он начинается в популяции, состоящей из особей с неодинаковыми генотипами. Совокупность всех генотипов популяции называют генофондом. При воздействии различных элементарных факторов эволюции генофонд популяции изменяется.

 

Такими факторами могут быть следующие:

1) возникновение новых наследственных изменений — мутаций и комбинаций, ведущих к появлению новых генотипов в популяциях;

2) колебания численности популяций, называемые популяционными волнами. Они могут возникать в связи с сезонными изменениями (однолетние растения, насекомые), с обеспеченностью пищей (массовое размножение грызунов), со стихийными бедствиями (засухи, наводнения, пожары). Популяционные волны меняют концентрацию отдельных генов. Во время спада численности популяции некоторые гены могут исчезнуть, а при новом нарастании численности популяции другие гены могут повысить концентрацию;

3) географическая или биологическая изоляции популяций, которые создают преграды к свободному скрещиванию, что приводит к различиям в генном составе разных популяций и к их обособлению.


ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

Все эти изменения в генофонде носят случайный характер, они разнонаправлены. Единственным отбирающим и направляющим фактором эволюции является естественный отбор, который в изменившихся условиях отбирает и увеличивает количество особей, генотип которых больше соответствует конкретным условиям среды и сокращает число особей с генотипом, менее соответствующим этой среде. Многообразие видов есть результат дивергенции признаков и направляющей творческой роли естественного отбора.

Естественный отбор обычно приводит к постепенному усложнению и повышению организации живых форм, относительной приспособленности их к условиям существования и многообразию видов.

Виды участвуют в эволюционных процессах при образовании высших систематических групп. Этот процесс называют макроэволюцией, или надвидовой эволюцией. В макроэволюции происходят те же процессы, что и при видообразовании,— дивергенция признаков, борьба за существование и естественный отбор.

Современная классификация растений и животных (в отличие от линнеевской системы) учитывает признаки родства ныне живущих и вымерших видов. Она отражает ход эволюции, разрушает легенды о постоянстве видов и материалистически объясняет развитие жизни.




Навигация по статьям
Назад | Оглавление | Вперед
Автор: admin | Просмотров (25885) | Комментариев (0)